Многообразие дагестанского дома
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что делает прикладник Тамила Омаржанова (на снимке), отличается необыкновенным художественным вкусом, тонким философским воспроизведением художественной фактуры, будь то кайтагская, усишинская вышивки, а еще матрёшки с характерными образами горянок, символикой дагестанских ремесел, костюмов. В них многообразие и индивидуальность многонационального дагестанского дома.
Творчество как навязчивая идея
Есть в ее мастерской и графические работы. Увлеченная личность, она ни от чего не отказывается, стараясь профессионально овладеть мастерством как в рукотворном, так и в художественном мире. Ей всё интересно. Получив два художественных образования – среднее специальное в ДХУ им. Джемала (отделение «Художественная обработка металла») и высшее в ДГПУ (художественно-графический факультет), она получила и возможность заниматься тем, что ей интересно.
Поначалу занялась «ювелиркой», а со временем обратилась к технике древних ремесел, ткачеству и вышивке, поражающих глаз совершенными орнаментами, замысловатыми сюжетными композициями, сложной техникой исполнения.
– Я всю жизнь занимаюсь творчеством и не представляю свою жизнь без него. Это как навязчивая идея. А кайтагская вышивка – это другой мир, попадая в который становишься неотъемлемой его частью, увлекаясь древней орнаментикой, зашифрованными символами, различного рода оберегами. Есть в этом виде народного искусства определенное художественное колдовство, под влиянием которого становишься в определенной степени заложником странного мира, – признаётся Тамила.
Ее увлекает возможность прикасаться к магическим солярным символам, изображенным мастерицами древних времен и имеющим магическую обереговую силу. Стремится познать образное значение знаков, являющихся элементами древнейших орнаментов. Она создает свой собственный орнаментный стиль, передавая настроение новых времен, вкладывая свою энергетику, превращая композиции в настоящее произведение искусства. Есть в этом некий творческий кураж, создающий особое настроение мастера, что дает простор фантазии в орнаментике, созданной твоим воображением.
Она рассказывает и о другом увлечении – усишинской вышивке, однажды увиденной в одной из дагестанских экспозиций. Оказалось, что хранящиеся в дагестанских музейных запасниках образцы редко выставляются. И однажды ей пришлось даже взять письменное разрешение, чтобы ознакомиться с ними.
– Этот вид искусства получил распространение лишь в двух селах Акушинского района – Усиша и Зилмук, – рассказывает Тамила. – Особенность вышивки в необычном геометрическом орнаменте, а излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Искусство доисламского периода, дошедшее до наших дней, ценно молитвами, выведенными мастерицами в виде орнамента.
Уникальные символы потустороннего мира
Уникальная усишинская вышивка наравне с кайтагской, сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства, выделяясь сдержанными цветами – черным, красным, зеленым. Можно обратить внимание на изображения темных «окон», заполненных свастиками. Так, концы свастических символов иногда загнуты вовнутрь до пяти раз. И условно эти «окна» можно назвать «окнами в потусторонний мир». Стилизованные человеческие фигурки, состоящие из двух касающихся острыми концами треугольников, образуют нечто подобное русским хороводам. И местное название вышивки «белкIун кIапIи», «раппаки» – расписанный платок, символизирующий собой чистоту и непорочность, основой которого является белая хлопчатобумажная ткань.
Символическое покрывало, как правило, использовали в свадебном ритуале, набрасывая на невесту вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. И с этой минуты сакральный орнамент защищал девушку от порчи, злых духов.
– Но значение вышивки не ограничивалось свадебным ритуалом, – говорит мастер. – Ее клали и на усопшего вышитой стороной к лицу, считая, что символы имеют охранную и оберегающую силу, помогая и в загробном мире, вступая в бескомпромиссную борьбу с силами зла.
Есть такие работы и у Тамилы. И каждая из них – познание мира символов, где используется техника глади, строчный шов. Цвета композиций сдержанные, графичные по сути, в них превалирует цвет контура, образующего рисунок – черный или коричневый. Длина платков от двух до трех метров, ширина от одного до двух метров. Мастерица отмечает, что в связи с тем, что усишинская вышивка носила чисто ритуальный характер, это искусство не получило развития и сегодня нуждается в изучении и распространении.
Тамила привносит в свое творчество тот профессиональный модуль, что характерен для настоящих ценителей древнего искусства. Говорит, что процесс творчества трудоемкий и те же работы по вышивке могут занять 1–2 года. Наработанный опыт она с удовольствием передает ученикам, работая более 20 лет в Каспийской художественной школе.
– Они у меня умнички, – улыбается Тамила, – такие талантливые, многие из них поступают в Дагестанское художественное училище. В этом выпуске из 18 ребят 8 закончили с красным дипломом. Я горжусь ими.
Ее вообще увлекает педагогика, возможность пробуждать в только начинающем жить человеке желание творчески мыслить, выражать себя в том или ином виде искусства, стремиться отражать свой мир.
Сакральное
Тамила рассказывает, что ее подопечные занимаются и текстилем, и керамикой, глиной, из папье-маше создают прекрасные «живые» куклы. А совсем недавно учитель и ученики сделали мозаику. Получилось! И у ребят прибавилось уверенности в том, что им многое по силам. Но ведь и сама Тамила не устает учиться, прибавляя в свой творческий список всё новые техники, творческие решения, вырабатывая авторскую стилистику.
– Чем бы ты ни занимался, важно садиться за работу с добрыми мыслями, иначе не получится то, что задумывал. Важно набраться терпения, чтобы без спешки, вдумчиво трудиться. Тогда мысли приходят в порядок. И стежок за стежком ложатся ровно, стройно.
Ее графические работы, выполненные в другой технике, так же интересны творческими приемами и мыслями художника, которому интересен мир, живущий своей особенной жизнью.
Гелевая ручка, акварель… С помощью подручного материала художница заглядывает в таинственное подводное царство, в котором среди беззвучных водорослей и неговорящих рыб сталкиваешься с проявлениями прямо-таки человеческих эмоций. И это подталкивает к размышлениям обо всём сущем на земле, о взаимосвязи природы и человека, о сакральном. Мистический мир, иррациональный, отличающийся от обыденных понятий, привлекает ее непознанностью.
Она усматривает в древних артефактах послания людям настоящего, будущего, которым предстоит жить в новой действительности – гармоничной, без войн.
Тамила Омаржанова уверена, что искусство немыслимо без внутреннего содержания самого художника. Ведь он так или иначе является проводником эпох, трансформаций, происходящих в самом человечестве, так нуждающемся в опеке и опыте прежних поколений, оставивших историческое наследие своим потомкам. И Дагестан в этом контексте – волшебный ларец, приоткрыв который, ты познаёшь то прекрасное, что пробуждает лучшее в душе и сердце.