X

Многообразие дагестанского дома

Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что делает прикладник Тамила Омаржанова (на снимке), отличается необыкновенным художественным вкусом, тонким философским воспроизведением художественной фактуры, будь то кайтагская, усишинская вышивки, а еще матрёшки с характерными образами горянок, символикой дагестанских ремесел, костюмов. В них многообразие и индивидуальность многонационального дагестанского дома.

Творчество как навязчивая идея

Есть в ее мастерской и графические работы. Увлеченная личность, она ни от чего не отказывается, стараясь профессионально овладеть мастерством как в рукотворном, так и в художественном мире. Ей всё интересно. Получив два художественных образования – среднее специальное в ДХУ им. Джемала (отделение «Художественная обработка металла») и высшее в ДГПУ (художественно-графический факультет), она получила и возможность заниматься тем, что ей интересно.

Поначалу занялась «ювелиркой», а со временем обратилась к технике древних ремесел, ткачеству и вышивке, поражающих глаз совершенными орнаментами, замысловатыми сюжетными композициями, сложной техникой исполнения.

– Я всю жизнь занимаюсь творчеством и не представляю свою жизнь без него. Это как навязчивая идея. А кайтагская вышивка – это другой мир, попадая в который становишься неотъемлемой его частью, увлекаясь древней орнаментикой, зашифрованными символами, различного рода оберегами. Есть в этом виде народного искусства определенное художественное колдовство, под влиянием которого становишься в определенной степени заложником странного мира, – признаётся Тамила.

Ее увлекает возможность прикасаться к магическим солярным символам, изображенным мастерицами древних времен и имеющим магическую обереговую силу. Стремится познать образное значение знаков, являющихся элементами древнейших орнаментов. Она создает свой собственный орнаментный стиль, передавая настроение новых времен, вкладывая свою энергетику, превращая композиции в настоящее произведение искусства. Есть в этом некий творческий кураж, создающий особое настроение мастера, что дает простор фантазии в орнаментике, созданной твоим воображением.

Она рассказывает и о другом увлечении – усишинской вышивке, однажды увиденной в одной из дагестанских экспозиций. Оказалось, что хранящиеся в дагестанских музейных запасниках образцы редко выставляются. И однажды ей пришлось даже взять письменное разрешение, чтобы ознакомиться с ними.

– Этот вид искусства получил распространение лишь в двух селах Акушинского района – Усиша и Зилмук, – рассказывает Тамила. – Особенность вышивки в необычном геометрическом орнаменте, а излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Искусство доисламского периода, дошедшее до наших дней, ценно молитвами, выведенными мастерицами в виде орнамента.

Уникальные символы потустороннего мира

Уникальная усишинская вышивка наравне с кайтагской, сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства, выделяясь сдержанными цветами – черным, красным, зеленым. Можно обратить внимание на изображения темных «окон», заполненных свастиками. Так, концы свастических символов иногда загнуты вовнутрь до пяти раз. И условно эти «окна» можно назвать «окнами в потусторонний мир». Стилизованные человеческие фигурки, состоящие из двух касающихся острыми концами треугольников, образуют нечто подобное русским хороводам. И местное название вышивки «белкIун кIапIи», «раппаки» – расписанный платок, символизирующий собой чистоту и непорочность, основой которого является белая хлопчатобумажная ткань.

Символическое покрывало, как правило, использовали в свадебном ритуале, набрасывая на невесту вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. И с этой минуты сакральный орнамент защищал девушку от порчи, злых духов.

– Но значение вышивки не ограничивалось свадебным ритуалом, – говорит мастер. – Ее клали и на усопшего вышитой стороной к лицу, считая, что символы имеют охранную и оберегающую силу, помогая и в загробном мире, вступая в бескомпромиссную борьбу с силами зла.

Есть такие работы и у Тамилы. И каждая из них – познание мира символов, где используется техника глади, строчный шов. Цвета композиций сдержанные, графичные по сути, в них превалирует цвет контура, образующего рисунок – черный или коричневый. Длина платков от двух до трех метров, ширина от одного до двух метров. Мастерица отмечает, что в связи с тем, что усишинская вышивка носила чисто ритуальный характер, это искусство не получило развития и сегодня нуждается в изучении и распространении.

Тамила привносит в свое творчество тот профессиональный модуль, что характерен для настоящих ценителей древнего искусства. Говорит, что процесс творчества трудоемкий и те же работы по вышивке могут занять 1–2 года. Наработанный опыт она с удовольствием передает ученикам, работая более 20 лет в Каспийской художественной школе.

– Они у меня умнички, – улыбается Тамила, – такие талантливые, многие из них поступают в Дагестанское художественное училище. В этом выпуске из 18 ребят 8 закончили с красным дипломом. Я горжусь ими.

Ее вообще увлекает педагогика, возможность пробуждать в только начинающем жить человеке желание творчески мыслить, выражать себя в том или ином виде искусства, стремиться отражать свой мир.

Сакральное

Тамила рассказывает, что ее подопечные занимаются и текстилем, и керамикой, глиной, из папье-маше создают прекрасные «живые» куклы. А совсем недавно учитель и ученики сделали мозаику. Получилось! И у ребят прибавилось уверенности в том, что им многое по силам. Но ведь и сама Тамила не устает учиться, прибавляя в свой творческий список всё новые техники, творческие решения, вырабатывая авторскую стилистику.

– Чем бы ты ни занимался, важно садиться за работу с добрыми мыслями, иначе не получится то, что задумывал. Важно набраться терпения, чтобы без спешки, вдумчиво трудиться. Тогда мысли приходят в порядок. И стежок за стежком ложатся ровно, стройно.

Ее графические работы, выполненные в другой технике, так же интересны творческими приемами и мыслями художника, которому интересен мир, живущий своей особенной жизнью.

Гелевая ручка, акварель… С помощью подручного материала художница заглядывает в таинственное подводное царство, в котором среди беззвучных водорослей и неговорящих рыб сталкиваешься с проявлениями прямо-таки человеческих эмоций. И это подталкивает к размышлениям обо всём сущем на земле, о взаимосвязи природы и человека, о сакральном. Мистический мир, иррациональный, отличающийся от обыденных понятий, привлекает ее непознанностью.

Она усматривает в древних артефактах послания людям настоящего, будущего, которым предстоит жить в новой действительности – гармоничной, без войн.

Тамила Омаржанова уверена, что искусство немыслимо без внутреннего содержания самого художника. Ведь он так или иначе является проводником эпох, трансформаций, происходящих в самом человечестве, так нуждающемся в опеке и опыте прежних поколений, оставивших историческое наследие своим потомкам. И Дагестан в этом контексте – волшебный ларец, приоткрыв который, ты познаёшь то прекрасное, что пробуждает лучшее в душе и сердце.

Похожие

Увидел самолёт и… заболел небом

28
За каждым успешным спортсменом стоит его тренер....

Русская палестинка

68
Ее украшения из бисера и полудрагоценных камней мне показала подруга. Я смотрела и не могла...

Говорящий с камнями

70
Помните слоган некогда знаменитой рекламы «Я хочу, чтобы картинка ожила»? Так вот,...

Вслед за мечтой

135
Шапери Курбанова (на снимке) стойко ассоциируется с пословицей «И швец, и жнец, и на дуде...

Куклы как люди

65
В творческой лаборатории Сабины Тарикулиевой (на снимке) столько самых разных дагестанских...

Первым делом самолёты…

204
Авиамоделизм – одно из самых увлекательных и популярных хобби в мире. При этом не просто...

В поисках щуки, сазана, сома

70
На дворе июль, а значит, самое время поговорить о рыбалке, увлекательном процессе, который...

Одежда – это искусство!

79
Что если вашу одежду распишет художник? Тогда это будет совсем не продукт с заводского...

Всё зависит от фантазии

190
Погода в этот день была ветреная. Несмотря на это, Марат (на снимке) первым делом принялся...

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

47
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

156
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

71
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

73
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...