Музыкант- самоучка
В конце прошлого года состоялись церемония награждения и гала-концерт лауреатов премии Правительства РД «Душа Дагестана». Премия вручается в республике начиная с 2012 года. И каждый раз это праздник хранителей народных традиций.
Свое мастерство показали 15 лауреатов в восьми разножанровых видах народного искусства, а также творческие коллективы и исполнители. В номинации «Народный музыкальный инструмент» отличились оркестр народных инструментов Табасаранского района и солист-инструменталист Абдулазим Наибханов (на снимке) из Карабудахкентского района.
Абдулазим работает в районном Центре традиционной культуры руководителем вокально-инструментального ансамбля «Карабудахкент», играет на агач-кумузе, клавишных, гитаре. В репертуаре ансамбля множество произведений, созданных народом, произведений народного певца и музыканта Агая Капланова, с которым дружил отец Абдулазима и чье имя носит хор «Карабудахкент», являющийся визитной карточкой района.
«Отец играл на мандолине, работал механизатором в совхозе. Они часто встречались с Агаем, чтобы поиграть на агач-кумузе и мандолине, а мы, дети, с интересом наблюдали за этим дуэтом, боясь подойти. По законам горского этикета дети не должны находиться там, где старшие, а тем более если это застолье. Потом пытался повторить на кумузе услышанную мелодию на слух, постепенно что-то стало вырисовываться», – вспоминает музыкант-самоучка.
Первый руководитель школьного вокально-инструментального ансамбля «Юлдуз» Магомедшамиль Капланов, внук того самого легендарного Агая, взял его в свой коллектив. Впервые он вышел на сцену перед отдыхающими санатория «Каспий», а в 5 классе уже приглашали выступать на фестивалях.
После окончания школы родители уговаривали сына идти в музыкальное училище, а он уехал в Тамбовскую область в поселок Чакино и поступил там в сельскохозяйственный техникум. В учебном заведении был свой молодежный вокально-инструментальный ансамбль. Самородка из Дагестана взяли туда с удовольствием, потому что, кроме народных инструментов, он владел гитарой, которая, как известно, в советское время давала бонус играющему – он становился душой компании. Абдулазим исполнял русскую эстраду, а заодно знакомил чакинцев с кумыкской народной культурой.
«Организаторы концертов мои номера всегда ставили под конец. Мне было приятно и одновременно волнительно находиться в роли «гвоздя» программы, а потом привык, стал сам подбирать шлягеры на «десерт». Однажды мне нужно было спеть известную песню «Арго», так зал возвращал меня на «бис» пять раз, не давая уйти со сцены. Это что касается творческой деятельности в Тамбовской области. Но так как я поехал туда учиться и работать в сельском хозяйстве, то пришлось потрудиться и на полях. С музыкальным сопровождением работали дружно, шутили, пели. Бригады соревновались за первенство, интересное было время», – делится наш герой.
После учебы Наибханов стоял перед выбором: уехать в Дагестан или остаться. Выбрал родину и в 1993 году вернулся в район, устроился в Дом культуры с. Карабудахкент, где продолжает работать по сей день. С той лишь разницей, что учреждение культуры переформатировано в ЦТКНР.
В 1998 г. Шавлух Ибадуллаев, на тот момент руководитель мужского хора «Карабудахкент», пригласил Абдулазима в свой коллектив.
Примечательно, что многие произведения из своего репертуара он создаёт сам. Благодаря своей общительности, доброжелательности, позитивному настрою ему удаётся найти единомышленников и получить поддержку среди композиторов, профессиональных исполнителей и просто любителей музыки.
На протяжении всей творческой деятельности Абдулазима поддерживает заслуженный деятель искусств России Хан Баширов. Надо сказать, что профессор музыки ведет сегодня большую общественно-музыкальную работу, является членом жюри различных конкурсов и смотров. Можно смело утверждать, что этот человек участвовал в становлении многих молодых талантов. Отношения учителя и ученика переросли в большую крепкую дружбу.
Говоря о наставничестве, нельзя не вспомнить и Агалава Галимова, основателя хора им. А. Капланова, оставившего в судьбе музыканта яркий след, Джавган Абдуллаеву, у которой он научился игре на агач-кумузе.
«Чтобы молодёжь смогла оценить агач-кумуз, мандолину, нужно подавать ее в красивой обёртке (аранжировке), но главное не переборщить, ведь на концертах есть люди и постарше. Нужно всегда соблюдать баланс. Для хорошего музыканта важна пластичность – способность быстро переключаться с одного жанра на другой», – говорит Абдулазим.
Помимо своей основной деятельности лауреат премии Правительства «Душа Дагестана» Абдулазим Наибханов организовал в районе кружок, где обучает детей игре на народных инструментах, на гитаре. И это он считает самым большим своим вкладом в развитие и сохранение народной культуры.
Провел два сольных концерта на кумыкском языке. С 1997 по 2021 год участвовал во многих международных, всероссийских и республиканских конкурсах, смотрах, фестивалях, таких как «Горцы», «Мы дружбой едины», «Каспий – берега дружбы» и многих других.