«Мы счастливы, что нашли своего зрителя»
Дагестанский театр оперы и балета в канун своего 20-летия дал концерт-спектакль ростовского композитора Виталия Ходоша «Реквием», жанр которого на афише определен как поэма для чтеца (стихи Анны Ахматовой), хора, струнного септета (от греческого слова «семь»).
Этот концерт — своего рода тест на зрелость, нет, не исполнителя, а зрителя. Поймет ли он такую серьезную музыку, примет ли, прочитав на афише исполнителей: оркестр, хор, чтецы. Да и само название «Реквием» настраивает на работу души, требует вдумчивого восприятия. Оценит ли наш зритель, слушающий чаще популярную эстраду, усилия коллектива театра по пропаганде по-настоящему хорошей музыки классиков прошлого и произведений современников? Заполнится ли зал хоть на треть зрителем, думающим, готовым к восприятию серьезной музыки?
Концерт показал, что такой слушатель у нас есть. Он пришел специально на этот концерт, более того, он ждал этот спектакль (билеты в кассе театра покупали заранее).
Виталий Семенович Ходош, чью музыку в этот вечер слушали махачкалинцы, — композитор, профессор Ростовской-на-Дону консерватории, заслуженный деятель искусств России, автор многих произведений в различных жанрах академической музыки, чуждых авангарду, его творчество сложилось в русле традиционной классики. Он часто обращался к произведениям Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Чехова, написал три оперы, кантату «По прочтении «Архиерея» по сюжетам Антона Павловича, за что был удостоен Чеховской премии.
Виталий Семенович написал много музыки для детей (в том числе оперу), оркестровые сюжеты, оперетты, инструментальные, хоровые, вокальные опусы… Его музыка исполняется в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, на международных и всероссийских конкурсах, а также за рубежом — в Италии, Великобритании, в качестве педагогического репертуара приобрела популярность в музыкальных училищах и вузах страны.
Вот такой композитор, мудрый и глубокий, был учителем нынешнего художественного руководителя Дагестанского театра оперы и балета, хормейстера Натальи Макеевой, которая после окончания Махачкалинского музыкального училища продолжила профессиональное образование в области хорового дирижирования в Ростовской-на-Дону консерватории. Уроки профессора Эвелины Яковлевны Ходош (жены композитора) выявили такие непознанные широты в музыкальных дисциплинах и непреодолимое желание докопаться до глубины, что Наталья, будучи на третьем курсе факультета хорового дирижирования, стала посещать групповые и индивидуальные занятия Виталия Семеновича по оперно-симфоническому дирижированию.
Он был учителем не только в профессиональном плане, но и в жизни. Его семья, где жена – профессор хорового дирижирования, дочь – хормейстер, теплыми, уютными вечерами собирала учеников у себя дома, о многом беседовали, отмечали дни рождения, участвовали в их жизни.
— Виталий Семенович и Эвелина Яковлевна заменили мне родителей, которые живут в Махачкале, – рассказывает Наталья Макеева. – Но и после окончания консерватории я могла в любое время позвонить им, спросить совета для принятия своего музыкального решения, приехать к ним.
И вот Наталья Олеговна через два года после смерти В. Ходоша на суд дагестанского зрителя решила представить его другое произведение – концерт-спектакль «Реквием» по А. Ахматовой, чьи стихи как нельзя лучше подходили к характеру музыки, где автор чувствовал приближение кончины. Руководитель дагестанского оркестра, дирижер, народный артист России, профессор Валерий Хлебников, будучи коллегой
В. Ходоша по Ростовской консерватории, хорошо знавший и высоко ценивший талант композитора, сразу же согласился работать над произведением.
Хормейстер, заслуженный деятель искусств РД Наталья Макеева и дирижер струнного септета Валерий Хлебников чутко передали глубоко трагичную музыку, страх, боль не одного поколения недалекого прошлого нашей страны. «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях» (пытаясь передать продуктовую передачу и записку в несколько строк сыну, мужу. – Примеч. автора).
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг.
И тут уже не понять: то ли В. Ходош музыкой вторит стихам А. Ахматовой, то ли она прямо здесь, в сей час кладет стихи на музыку такого проникновенного композитора. Ясно только, что поэзия и музыка – единое дыхание того времени, истории страны, когда: «Я была с моим народом, –Там, где мой народ, к несчастью, был», – писала Анна Андреевна, терзаемая болью.
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска,
– попеременно читают скорбные строки Ахматовой выпускницы отделения культуры ДГУ Джамиля Закарьяева и Радмила Омарова.
Некоторые из зрителей в зале утирают слезы. Стихи и музыка создают эмоциональный накал, напряженность, заставляя прожить динамично, темпераментно все эти поэтические эффекты, создаваемые музыкой и человеческим голосом, передавая движения людской души, погружая в реальную действительность того времени.
Музыка «Реквиема», то медленная, то неожиданно взрывная, резкая, страстная, уверенно вплетала стихи в партитуру, окуная в жизненную достоверность. Особый тип художественного мышления композитора придает звучанию «Реквиема» трагичность, глубину, философский надрыв, так понятные слушателями, которые пришли на концерт-спектакль, исполненный оркестром и хором с пониманием и чувствованием композиторского замысла.
— Мы счастливы, что нашли своего зрителя. Было внимание, сосредоточение и крики «Браво!». Он одобрил наш выбор произведения, – удовлетворенно говорила Н. Макеева после концерта.