Наедине со старостью и одиночеством…
Почему маленькие, милые, так преданно любящие детки, повзрослев, совсем перестают понимать и уважать своих родителей? И какая боль может пронизывать сердца отцов и матерей, когда они видят такое равнодушие и предательство! Но откуда они? И где же истоки проблемы?
Над этой темой бились все великие умы эпох и народов, а также известные философы, педагоги и психологи. Издано множество книг, проведены научные исследования, защищены кандидатские работы, но и по сей день точного ответа на вопрос не существует, как не существует и универсального, подходящего для всех рецепта правильного воспитания детей.
Каждый выбирает свой метод, опираясь на опыт своих родителей, на личное мнение. Кто-то к определенному времени взросления своего чада понимает – все сделано правильно, а кто-то, несмотря на все приложенные усилия, вынужден на склоне лет задаваться вопросом: «Что я сделал не так, в чем моя вина? Может, грех какой на мне, и Всевышний наказывает меня равнодушием моих детей?»
Именно так, с горечью, вопрошают главные герои премьерного спектакля Аварского музыкально-драматического спектакля «Где я ошибся?». На старости лет они вынуждены наблюдать как родные дети, забыв, что у них есть мать и отец, готовы пойти на все, лишь бы обеспечить свое удовольствие и благополучие. В спектакле показано, как жадность, алчность, бездушие, распад духовных и семейных ценностей могут привести к драматической, порой трагической развязке.
Так, одна из героинь постановки – добрая и преданная своей семье Кавсарат – покидает родной аул из-за того, что ее любимый сын Азнаур, зависимый от алкоголя, в очередной раз устроил в доме пожар. В итоге Кавсарат осталась без сына, без дома и без какого-либо смысла к существованию. Потому, забрав свой чемодан, она отправляется в дом престарелых.
Не менее драматичной окажется история других героев – Асхаба и Написат. Они, горячо переживавшие за свою соседку Кавсарат и молившие Бога, чтобы их минула ее участь, столкнутся с еще большей трагедией. Их любимый внук Амин, связавшийся с наркоманами, попадет в ситуацию, когда с него начнут требовать долг, угрожая расправой. Асхаб и Написат понимают, что о мечтах, в которых они мирно коротают старость в родном доме, встречая и провожая своих детей, можно забыть. Они вынуждены продать свой дом за бесценок. Хрупкая Написат не выдерживает всей неожиданно навалившейся трагедии и умирает, а глава семьи – Асхаб, оставшийся наедине со старостью и одиночеством, в конце собирает чемодан и уходит. Куда? Теперь уже ему все равно…
В основу спектакля положена пьеса балкарского поэта и драматурга Мурадина Ольмезова «Изнанка тишины». Она, к слову, включена в европейскую сеть произведений для театра «Eurodram». Автор писал свое произведение, опираясь на реалии своей родной республики. В Аварском театре немного перекроили пьесу под дагестанскую действительность. В итоге получился спектакль, показавший, что покинутые детьми родители есть и у нас в республике, где, казалось бы, веками были сильны традиции почитания старших. Почему так происходит? Именно для того, чтобы зритель задался этим вопросом, режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств Дагестана Алисултан Батыров, работал над новой постановкой.
– К сожалению, в последние десятилетия мы вынуждены наблюдать ситуации, когда старики доживают свою жизнь в лучшем случае в одиночестве дома, а нередко, оставшись совсем без средств к существованию, и без крыши над головой. Дети, которые должны были стать для них защитой и опорой, живут своими интересами. Горько, конечно, это признавать, но, увы, реальность такова. Об этом красноречиво свидетельствует и то, что с каждым годом у нас растет количество стариков в домах престарелых. В нашей постановке мы хотели показать эту злободневную проблему, чтобы зритель увидел, как деформированы сегодня веками складывавшиеся ценности. Театр ведь – это тоже своего рода зеркало времени, – говорит Батыров.
Драма, случившаяся с героями спектакля, не оставила равнодушным зрителя. Кто-то увидел в происходящем себя, кто-то с горечью вспоминал своих родных или друзей, с которыми в жизни случилась такая же беда, а кто-то призадумался: «Может, мне стоит пересмотреть подход к воспитанию своих детей? А то, чего доброго, в конце жизни и со мной случится нечто подобное…».
– Я не могла сдержать слез, – говорит одна из зрительниц Заграт Нурмагомедова. – Увы, то, что мы увидели на сцене театра, – далеко не вымысел. Сплошь и рядом происходят подобные истории. Это нужная и правильная постановка. Пусть люди видят себя со стороны и стараются меняться к лучшему. Пусть дети начнут понимать, сколь больно для родителей их равнодушие.