X
09:02 19.03.2025

Наследие Афониной Творчество, вдохновленное историей Дагестана

Выставка «Ирина Афонина. Театральные эскизы для постановки «Андалал» («Разгром Надир-шаха»), развёрнутая в Гостиной Музея истории театров Дагестана, стала значимым культурным событием, привлекшим внимание как профессионалов театрального искусства, так и любителей.

Для старшего поколения дагестанцев и гостей республики вернисаж стал поводом вспомнить полюбившийся спектакль, премьера которого состоялась в 1944 году в Кумыкском драматическом театре им. А.-П. Салаватова. А для молодых посетителей это увлекательный исторический экскурс и возможность увидеть то, как театр становился зеркалом эпохи, отражая ее надежды, трагедии и победы. Выставка приурочена к 80-летию Победы и 100-летию Национального музея РД им. А. Тахо-Годи, филиалом которого является Музей истории театров Дагестана.

Афонина, наряду с другими приглашёнными русскими сценографами Валерием Горским, Дмитрием Давыдовым, работавшими в советский период в Дагестане, положили начало развитию театрального искусства. Родилась она в 1916 году в Самаре, окончила Московский текстильный институт в 1941 году. На художественном факультете, где училась Ирина, ее преподавателями были известные художники А. Федоров-Давыдов, А. Куприн, В. Лобанов, Ф. Гозберг, В. Быстренин.

Полученное образование позволило ей развить навыки в области текстиля, костюма и декоративного искусства, что позже стало основой её работы в театре. В 1943 году в результате эвакуации девушка оказалась в Дагестане, где начала карьеру как театральный художник. В 1943–1951 годы в Кумыкском музыкально-драматическом театре им. А.-П. Салаватова Ирина создавала эскизы костюмов и декораций. Позже была главным художником в Театре кукол и Русском драматическом театре им. М. Горького в Махачкале.

В 1970-х годах Афонина преподавала в Дагестанском худучилище им. Джемала, передавая свои знания и опыт молодым художникам. Параллельно занималась станковой живописью, создавая портреты, натюрморты и композиции, демонстрируя мастерство и глубокое понимание формы, цвета и композиции. Ирина Константиновна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За трудовую
доблесть». Одной из заметных театральных работ сценографа, члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР стала постановка «Андалал» («Разгром Надир-шаха») в 1944 году.

– Спектакль «Андалал» – это значимое событие в истории дагестанского театрального искусства. События 1741 года ярко и с большой художественной проникновенностью описал драматург Магомед Хуршилов. Каждый персонаж наделён живыми человеческими чертами.

В программке спектакля 1944–1945 годов, в архивах нашего Музея историй театров Дагестана мы обнаруживаем очень полезную информацию. Казалось бы, ещё идет ожесточенная война, не смолкли разрывы снарядов… На сцене Кумыкского театра идёт «Андалал» – постановка художественного руководителя, народного артиста ДАССР, орденоносца Гамида Алиевича Рустамова. Декорационное оформление, выполненное главным художником, заслуженным деятелем ДАССР Константином Петровичем Цыгвинцевым, помогало целостному восприятию спектакля как величественно-монументального представления. А костюмы, изготовленные по эскизам Афониной, способствовали раскрытию характера героев, своеобразных черт, – рассказывает заведующая Музеем истории театров Дагестана Лилия Джамалутдинова.

К сожалению, Лилии Гасановне и её коллегам пока не удалось найти эскизы декораций Цыгвинцева, фотографии, на которых запечатлены фрагменты из спектакля. Но мы располагаем программкой, она ровесница нашей великой Победы – ей 80 лет. Мы имеем свидетельства Маргариты Михайловны Ягиевой об Алиме Курумове, сыгравшем роль вождя народного восстания.

Рецензент С. Абрамов в газете «Дагестанская правда» в сентябре 1944 года писал о новой постановке Кумыкского театра так: «Большое впечатление оставляет игра Курумова в роли Чупалау. С точки зрения актерской игры, этот образ самый сильный в постановке. Окаменевший взгляд Чупалау, потерпевшего большое личное горе, его схватка с полководцем Надир-шаха Кули-ханом, трагический конец Чупалау – всё вызывает волнение в зрителе».

Недавно нашли ещё одну работу – эскиз костюма Чупалау. Вернее, фото сценического костюма Ирины Афониной. Таким образом, на этой выставке представлено 14 эскизов костюмов к спектаклю «Андалал».

Творчество Ирины Константиновны представляет собой яркий пример многогранности и глубины её таланта. Костюмы, создаваемые ею, отличались тщательной проработкой деталей, аутентичностью и в то же время они были театрально эффектными. Работа Афониной над эскизами к спектаклю была процессом увлекательным, требовавшим сочетания исторической достоверности, художественного видения и сценической выразительности. На них изображены традиционные дагестанские одежды, стилизованные под XVIII век, а также персидские военные костюмы для войск Надир-шаха. Есть своеобразное обаяние в простоте сценических образов художника, в том, как переплелись в них реальность и фантазия.

Эскизы переданы в музей художественным руководителем Лакского театра Бадрижат Магомедгаджиевой из наследия незабвенной Гулизар Султановой – театроведа, публициста, заслуженного деятеля искусств России.

Заглядывая в прошлое, каждое поколение ищет в истории своего народа события, созвучные его эпохе. Этим, по мнению Лилии Гасановны, и объясняется, что в дни Великой Отечественной войны было создано столько произведений литературы и искусства о борьбе наших предков с иноземными захватчиками. Сражение же 1741 года стало символом сопротивления и единства народов Дагестана. Завоевавший многие страны Европы иранский правитель Надир-шах никак не ожидал такого ожесточенного сопротивления от маленькой страны.

1944 год – это время Великой Отечественной войны, и спектакль, конечно, имел не только историческое, но и идеологическое значение. Он мог служить напоминанием о силе единства и сопротивления внешним угрозам, что было актуально в контексте борьбы советского народа против фашизма.

Постановка, повествующая о событиях Андалальского сражения, где дагестанские народы, несмотря на численное превосходство противника, смогли одержать победу благодаря сплоченности и мужеству, способствовала сохранению и популяризации истории и культуры народов Дагестана.

Спектакль «Андалал» С. Абрамов назвал творческой удачей Кумыкского театра и постановщика, народного артиста ДАССР. орденоносца Рустамова. Глядя на всё это сквозь призму времени, понимаешь, что созданный актерский ансамбль (А. Курбанов, С. Джетере, Т. Мурадов, А. Абдуллаев, Б. Мурадова, Х. Магомедова, А. Бамматов, А. Курумов. П. Асельдерова и другие) и его художественное оформление сегодня по-новому открывают для нас богатство советского театра, его многогранность, делают привлекательными для разной аудитории не только работы Афониной, но и её личность.

Скудна информация о последних годах жизни дагестанского художника. Известно лишь, что Ирина Афонина умерла в 1989 году в Каире, куда её дочь пригласили на работу. Переезд – часть истории её семьи, и, если удастся найти больше информации об этом этапе жизни Ирины Константиновны, это станет важным шагом в сохранении ее творческого наследия, вдохновляющего современников.

Откройте для себя театральный мир Ирины Афониной. Ретроспективная выставка будет экспонироваться до 31 марта.

Статьи из «Выставки»

Художник смыслов

74
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

26
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

43
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

18
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

18
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Реалистичность фантазии художника

18
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

О Дагестане и дагестанцах

25
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Нравственный ориентир

11
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Семантика формы

31
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...

Быт и природа родного края

58
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Бренд и место силы

127
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...