«Не сыпь мне соль на рану…»
Ушел из жизни мэтр советской и российской эстрадной музыки композитор и певец Вячеслав Добрынин. На его песнях выросло не одно поколение нашей огромной страны. Маэстро было 78 лет.
Одно время талантливого композитора даже называли «Доктор шлягер», поскольку почти каждая его песня становилась хитом.
Карьера Добрынина началась в 1968 году, когда он вошел в состав группы «Орфей» (играл на гитаре). А спустя два года состоялось его знакомство с руководителем ансамбля «Веселые ребята» Павлом Слободкиным, который попросил начинающего композитора написать песню для ансамбля.
Свою первую песню для «Веселых ребят» Вячеслав написал в 1971-м. Она называется «На земле живет любовь». А с середины 70-х годов стал писать для всей советской эстрады. Его песни исполняли Лев Лещенко, Михаил Боярский, Ирина Аллегрова, Валентина Легкоступова, Ольга Зарубина, ВИА «Самоцветы»
и «Земляне».
В начале своего творческого пути Добрынин писал хиты в основном для других исполнителей, сам и не думал становиться к
микрофону.
Но однажды всё изменилось.
***
В 1986 году он написал песню под названием «Спасатель» специально для Михаила Боярского. Должны были снимать интересный клип, но артист не смог по каким-то причинам приехать из Ленинграда в Москву.
Позже выяснилось, что Боярский неожиданно заболел.
Композитора охватила паника. Что делать? Как быть?
И тут участники съемочной программы предложили Добрынину самому исполнить песню.
– Но я не могу! Я не певец…
– Съемки нельзя срывать, – ответили ему.
К всеобщему удивлению, он прекрасно исполнил композицию. Позже Боярский смеялся: «Я невольно помог Славе стать хорошим солистом».
После этого Добрынин стал еще и востребованным исполнителем.
***
Музыкальный талант ему передался от отца Григория (Галуста) Петросяна.
Родители Вячеслава познакомились на фронте. Расписались в полевом загсе и жили вместе почти три года. Потом им пришлось расстаться, так как Григория отправили в сентябре 1945 года воевать с японцами.
А после войны он вернулся сразу к себе в Армению и не узнал, что 25 января 1946 г. у него родился сын. Вячеслав рос очень смышленым мальчиком, прилежно учился в музыкальной школе по классу баяна. Кроме того, окончил с отличием МГУ (обучение проходил на факультете «История искусства»).
***
Мне довелось два раза побывать на концерте маэстро. В первый раз это было в 1989-м в Ленинграде. Надо сказать, что в перестроечные годы он пользовался особой популярностью. Дворец спорта «Юбилейный» был заполнен до отказа. Как сейчас помню: в первом номере выступали Ольга Зарубина, Валентина Легкоступова, Ион Суручану, а также ансамбль «Веселые ребята».
Сам Добрынин начал выступление с песен, которые сочинил еще в 1970-е: «Ты мне не снишься», «Кто тебе сказал», «Ни минуты покоя» и другие. Потом стал исполнять самую популярную в то время композицию «Не сыпь мне соль на рану».
И тут произошел небольшой курьёз, как это, наверное, случается со всеми известными музыкантами. Когда певец спустился с эстрады к зрителям и стал проходить по рядам, его окружили женщины с цветами. И какая-то дама вдруг сняла с его головы широкополую фетровую шляпу. Он, увлеченный исполнением своего хита, как будто и не заметил, как лишился головного убора. И только когда вернулся на подмостки, громко попросил:
– Может, вернете шляпу?
Повисла неловкая пауза. «Похитительница» никак не откликнулась. И тогда Добрынин махнул рукой:
– Ну ладно. Всё нормально, ничего, что без шляпы остался. Главное, голову не потерять.
В зале тут же раздался дружный смех.
***
Второй раз я попал на его юбилейный концерт в Москве уже в 2011 году.
Позвонил знакомый и сказал, что не может идти – заболел.
– Продам билет дешево, – пообещал он.
– Если так, то согласен, – ответил я, долго не раздумывая.
Концерт проходил почему-то в театре имени Горького, что на Тверском бульваре. Артист сказал, что хочет исполнить самые лучшие свои песни.
Из зала тут же закричали: «Не сыпь мне соль на рану»!
Композитор улыбнулся:
– Кроме этой песни, у меня есть и много других.
Но зрители требовали в первую очередь именно этот хит.
Добрынин сказал:
– Думал эту песню исполнить под занавес. Но раз вы решили по-другому, так тому и быть.