Немеркнущая звезда
Звёзд на небосклоне тьма тьмущая. Но у каждой звезды своя судьба, своя траектория полёта. Яркой звездой народной песенной культуры Дагестана была Бурлият Ибрагимова. К её образу и сегодня обращается творческая молодёжь.
Бурлият Ибрагимова, народная артистка РСФСР и ДАССР, певица, снискавшая у своих зрителей глубокую любовь и уважение, отдавшая всё своё щедрое сердце и яркий талант Дагестану и дагестанцам. Оглядываясь на жизнь певицы, осознаёшь, как часто её мечты и планы разбивались о рутину, равнодушие, интриги, неосторожно оброненное слово. Трудное было детство, хотя семья была знаменитая. Отец, Акашим Ибрагимов, чрезвычайно одарённая творческая личность, сочинял стихи, писал пьесы. И домочадцы, первые критики, бывало, до глубокой ночи слушали удивительно разнохарактерные сюжеты его произведений.
Взрослая жизнь
Уже в её раннем детстве – в 5 лет – зрители с восхищением встречали маленькую бойкую певицу, выдерживающую многочасовую концертную программу. Бурлият очень уставала, но отец повторял, что ей надо много учиться и она не должна уставать. Он вообще был бескомпромиссным. И после развода родителей трое детей остались жить с его новой семьёй. Бурлият вспоминала, что с жёстким отцом и мачехами было непросто. Но никакая сила не могла оторвать от него детей. Они любили этого великого воспитателя.
Спустя какое-то время отца пригласили в Кумыкский театр, при котором работал и кукольный театр на кумыкском языке. Там он был и администратором, и режиссёром. Бурлият тогда было 12 лет, и, как считал отец, дочь вполне годилась в актрисы. Она стала полноправным членом взрослого коллектива, а кукол водила, встав на специальную подставку. С ними она жила, страдала, радовалась, сопереживала… Она любила свою работу, для неё это была своеобразная сказка всегда со счастливым концом.
Судьба уготовила ей трудную, очень трудную творческую жизнь. А иначе и не могло быть: имена родственников отца гремели на всю республику – Барият Мурадова, Саният Мурадова, Татам Мурадов; о них знал каждый. Творческие личности, они стояли у истоков рождения Кумыкского театра. Это были актёры, на которых смотрели как на божество. Могла ли не пойти по этому пути Бурлият?
В 1950 году её пригласили работать на радио. В это время там пели Рагимат Гаджиева, Роза Турияшвили, Разият Бабаева, Сагид-Салим Джамалутдинов, Аминат Ибрагимова. Это корифеи исполнительского искусства, их знали, любили. Но к тому времени и у Бурлият уже набрался солидный творческий стаж, было даже выступление в Кремле. Она вспоминала, как в ложе сидели члены правительства страны, а она, крохотная певица, играла на гармонике, из-за которой её едва было видно, и спела на бис.
Да, ей было на кого равняться. И она, уникальная певица, с детства впитавшая любовь к песне, обладавшая блестящим актёрским мастерством, тем не менее внимательно прислушивалась и присматривалась к своим старшим коллегам, стараясь перенять всё лучшее, что вызывало её восхищение.
Имея нежный мелодичный голос и такую же внешность, она была крепче стали. Никогда не сетовала на судьбу. Правда, запретные темы были и у неё. Она вспоминала, что вопрос о замужестве оказался роковым, но не спорила с отцом, выдавшим её замуж в 15 лет. А уже в 17 у нее родился сын, которым она так гордилась всю жизнь.
Большая школа
Сказать, что трудно было, значит, ничего не сказать. Семья, муж, довольно прохладно относившийся к её творчеству, учёба в музыкальном училище, гастроли и каждодневная работа над репертуаром… Но Бурлият Акашимовна всё равно считала, что судьба дала ей возможность жить в интересное время, то самое, которое теперь называют застойным и всячески ругают.
«Для меня, да и моих коллег это был период творческого взлёта – и композиторского, и исполнительского, – вспоминала она. – Нас вдохновлял необыкновенный интерес народа к искусству. Как нас принимали! Мы пели в переполненных залах под нескончаемые овации. В Дагестане уже тогда был свой Союз композиторов. Мечтали открыть консерваторию».
В 1954 году она впервые познакомилась с молодым талантливым студентом Московской консерватории, уже тогда очень известным композитором Сергеем Агабабовым. Он часто приезжал на радио, слушал кумыкские песни в исполнении молодой певицы, делал обработки. Это был мастер-класс для Бурлият. Она много работала над собой. А необычайный соловьиный голос позволял ей исполнять как классический репертуар, так и народный. Ей помогал Пётр Проскурин, в то время дирижёр оркестра народных инструментов, и писал специально для её голоса. Творческие контакты связывали её и с прекрасным дагестанским композитором Сейфуллой Керимовым. С теплотой она вспоминала совместную работу с маэстро Мурадом Кажлаевым. Это было высокое искусство.
Бурлият Акашимовна считала, что ей повезло в жизни. В музыкальном училище ей преподавали классики, крупные дагестанские композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, ставшие ее наставниками. Эти встречи с прекрасными, умными, талантливыми людьми сформировали ее как профессиональную певицу. В 1959 году ей присвоили звание «Заслуженная артистка ДАССР». Она по-прежнему много работала, встречалась со студентами, рабочими заводов, фабрик, выступала в колхозах, совхозах, в военных гарнизонах. Сколько их было, не счесть!
Певица, помимо исполнения песен дагестанских композиторов, и сама со временем стала успешным композитором, считая, что каждая творческая личность рано или поздно приходит к необходимости создавать авторские произведения. Всего ею написано около 20 музыкальных произведений, из них 3 хоровых. И сегодня многие профессиональные исполнители и коллективы художественной самодеятельности включают в свой репертуар произведения Б. Ибрагимовой.
В уже солидном возрасте в составе фольклорного танцевального ансамбля «Дагестан» Б. Ибрагимова побывала в Италии. Несколько раз посетила Турцию, где проживает одна из самых многочисленных диаспор дагестанцев и очень сильна тяга к культуре и искусству нашей республики. Певица мечтала создать новую концертную программу. И сетовала, что у нее не было своего коллектива, с которым она могла бы выезжать с сольными программами.
У нее было много планов, но воплотить их в жизнь не всегда удавалось. Идеалист своей эпохи, она мечтала наладить культурные связи между прежними союзными республиками. Вспоминала о необыкновенной стране, в которой она родилась, где дружили армяне и азербайджанцы, осетины и чеченцы, и все остальные народы. В этой связи Бурлият Акашимовна часто вспоминала концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1960 году, когда проходила декада дней Дагестана в Москве. Она тогда исполняла на бис песню «Над полями да над чистыми», чувствуя в этот момент поразительное единение с людьми, сидящими в зале. И это было настоящее счастье знать, что она гражданка великой страны. Певица никак не могла смириться с развалом страны, считая его противоестественным. Интернационалист, она гордилась, что в ее семье никогда не говорили о национальных приоритетах, и всегда верила в благоразумие дагестанского народа. Запомним её такой…