Немеркнущая звезда

Звёзд на небосклоне тьма тьмущая. Но у каждой звезды своя судьба, своя траектория полёта. Яркой звездой народной песенной культуры Дагестана была Бурлият Ибрагимова. К её образу и сегодня обращается творческая молодёжь.
Бурлият Ибрагимова, народная артистка РСФСР и ДАССР, певица, снискавшая у своих зрителей глубокую любовь и уважение, отдавшая всё своё щедрое сердце и яркий талант Дагестану и дагестанцам. Оглядываясь на жизнь певицы, осознаёшь, как часто её мечты и планы разбивались о рутину, равнодушие, интриги, неосторожно оброненное слово. Трудное было детство, хотя семья была знаменитая. Отец, Акашим Ибрагимов, чрезвычайно одарённая творческая личность, сочинял стихи, писал пьесы. И домочадцы, первые критики, бывало, до глубокой ночи слушали удивительно разнохарактерные сюжеты его произведений.
Взрослая жизнь
Уже в её раннем детстве – в 5 лет – зрители с восхищением встречали маленькую бойкую певицу, выдерживающую многочасовую концертную программу. Бурлият очень уставала, но отец повторял, что ей надо много учиться и она не должна уставать. Он вообще был бескомпромиссным. И после развода родителей трое детей остались жить с его новой семьёй. Бурлият вспоминала, что с жёстким отцом и мачехами было непросто. Но никакая сила не могла оторвать от него детей. Они любили этого великого воспитателя.
Спустя какое-то время отца пригласили в Кумыкский театр, при котором работал и кукольный театр на кумыкском языке. Там он был и администратором, и режиссёром. Бурлият тогда было 12 лет, и, как считал отец, дочь вполне годилась в актрисы. Она стала полноправным членом взрослого коллектива, а кукол водила, встав на специальную подставку. С ними она жила, страдала, радовалась, сопереживала… Она любила свою работу, для неё это была своеобразная сказка всегда со счастливым концом.
Судьба уготовила ей трудную, очень трудную творческую жизнь. А иначе и не могло быть: имена родственников отца гремели на всю республику – Барият Мурадова, Саният Мурадова, Татам Мурадов; о них знал каждый. Творческие личности, они стояли у истоков рождения Кумыкского театра. Это были актёры, на которых смотрели как на божество. Могла ли не пойти по этому пути Бурлият?
В 1950 году её пригласили работать на радио. В это время там пели Рагимат Гаджиева, Роза Турияшвили, Разият Бабаева, Сагид-Салим Джамалутдинов, Аминат Ибрагимова. Это корифеи исполнительского искусства, их знали, любили. Но к тому времени и у Бурлият уже набрался солидный творческий стаж, было даже выступление в Кремле. Она вспоминала, как в ложе сидели члены правительства страны, а она, крохотная певица, играла на гармонике, из-за которой её едва было видно, и спела на бис.
Да, ей было на кого равняться. И она, уникальная певица, с детства впитавшая любовь к песне, обладавшая блестящим актёрским мастерством, тем не менее внимательно прислушивалась и присматривалась к своим старшим коллегам, стараясь перенять всё лучшее, что вызывало её восхищение.
Имея нежный мелодичный голос и такую же внешность, она была крепче стали. Никогда не сетовала на судьбу. Правда, запретные темы были и у неё. Она вспоминала, что вопрос о замужестве оказался роковым, но не спорила с отцом, выдавшим её замуж в 15 лет. А уже в 17 у нее родился сын, которым она так гордилась всю жизнь.
Большая школа
Сказать, что трудно было, значит, ничего не сказать. Семья, муж, довольно прохладно относившийся к её творчеству, учёба в музыкальном училище, гастроли и каждодневная работа над репертуаром… Но Бурлият Акашимовна всё равно считала, что судьба дала ей возможность жить в интересное время, то самое, которое теперь называют застойным и всячески ругают.
«Для меня, да и моих коллег это был период творческого взлёта – и композиторского, и исполнительского, – вспоминала она. – Нас вдохновлял необыкновенный интерес народа к искусству. Как нас принимали! Мы пели в переполненных залах под нескончаемые овации. В Дагестане уже тогда был свой Союз композиторов. Мечтали открыть консерваторию».
В 1954 году она впервые познакомилась с молодым талантливым студентом Московской консерватории, уже тогда очень известным композитором Сергеем Агабабовым. Он часто приезжал на радио, слушал кумыкские песни в исполнении молодой певицы, делал обработки. Это был мастер-класс для Бурлият. Она много работала над собой. А необычайный соловьиный голос позволял ей исполнять как классический репертуар, так и народный. Ей помогал Пётр Проскурин, в то время дирижёр оркестра народных инструментов, и писал специально для её голоса. Творческие контакты связывали её и с прекрасным дагестанским композитором Сейфуллой Керимовым. С теплотой она вспоминала совместную работу с маэстро Мурадом Кажлаевым. Это было высокое искусство.
Бурлият Акашимовна считала, что ей повезло в жизни. В музыкальном училище ей преподавали классики, крупные дагестанские композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, ставшие ее наставниками. Эти встречи с прекрасными, умными, талантливыми людьми сформировали ее как профессиональную певицу. В 1959 году ей присвоили звание «Заслуженная артистка ДАССР». Она по-прежнему много работала, встречалась со студентами, рабочими заводов, фабрик, выступала в колхозах, совхозах, в военных гарнизонах. Сколько их было, не счесть!
Певица, помимо исполнения песен дагестанских композиторов, и сама со временем стала успешным композитором, считая, что каждая творческая личность рано или поздно приходит к необходимости создавать авторские произведения. Всего ею написано около 20 музыкальных произведений, из них 3 хоровых. И сегодня многие профессиональные исполнители и коллективы художественной самодеятельности включают в свой репертуар произведения Б. Ибрагимовой.
В уже солидном возрасте в составе фольклорного танцевального ансамбля «Дагестан» Б. Ибрагимова побывала в Италии. Несколько раз посетила Турцию, где проживает одна из самых многочисленных диаспор дагестанцев и очень сильна тяга к культуре и искусству нашей республики. Певица мечтала создать новую концертную программу. И сетовала, что у нее не было своего коллектива, с которым она могла бы выезжать с сольными программами.
У нее было много планов, но воплотить их в жизнь не всегда удавалось. Идеалист своей эпохи, она мечтала наладить культурные связи между прежними союзными республиками. Вспоминала о необыкновенной стране, в которой она родилась, где дружили армяне и азербайджанцы, осетины и чеченцы, и все остальные народы. В этой связи Бурлият Акашимовна часто вспоминала концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1960 году, когда проходила декада дней Дагестана в Москве. Она тогда исполняла на бис песню «Над полями да над чистыми», чувствуя в этот момент поразительное единение с людьми, сидящими в зале. И это было настоящее счастье знать, что она гражданка великой страны. Певица никак не могла смириться с развалом страны, считая его противоестественным. Интернационалист, она гордилась, что в ее семье никогда не говорили о национальных приоритетах, и всегда верила в благоразумие дагестанского народа. Запомним её такой…
Статьи из «КультЛичность»
Поющее сердце Таиры

Когда поёт Кумратова…

Дирижёр из известного рода

Жизнь, прерванная на взлёте

«Не сыпь мне соль на рану…»

Всё началось с «Ласточки»
