Неуёмная энергия и талант
Замечательный музыкант, неординарный исполнитель, креативный композитор и, к слову, первый заслуженный деятель искусств ДАССР Татам Мурадов оставил заметный след в культуре нашей республики. На концерте, посвященном 120-летию со дня рождения Татама Алиевича, заслуженный деятель искусств РД Ирина Нахтигаль отметила, что он настолько любил дагестанскую культуру, что это отражалось буквально во всех его личностных и творческих планах.
– Дагестанский ансамбль песни и пляски – это яркий пример того, как нужно хранить всё ценное, что есть в культуре каждого народа. Поэтому в коллективе, который он возглавлял, были исполнители, певцы и музыканты разных национальностей. Это ценно, и его традиция продолжается, а вокруг неё создаются всё новые творческие образования. И то, что оркестр сотрудничает с Даггосфилармонией, а наши певцы готовят программу с оркестром – один из примеров сотворчества и укрепления традиций, заложенных нашими мастерами в прошлом, – подчеркнула Ирина Германовна.
– Друзья, вы знаете, без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет и не может быть будущего. Сегодня мы вспоминаем о прошлом, которое соответствует продолжению сегодняшнего настоящего, – развил мысль народный артист России Айгум Айгумов. – Мы с вами отмечаем день рождения человека, приложившего немало усилий, чтобы создать в Дагестане профессиональное искусство. Он был человеком неуёмного таланта и неуёмной энергии, одним из основателей ансамбля песни и пляски Дагестана. Он создал хоровое искусство, а его родственник, первый балетмейстер и хореограф Дагестана Акашим Ибрагимов – танцевальное. Именно благодаря этим двум гигантам существует прославленный на весь мир, творчески сильный ансамбль «Дагестан».
Татам Мурадов, вспоминает Айгум Эльдарович, был настолько увлечён искусством, что носил везде агач-кумуз, инструмент, покрытый серым чехлом. Он ходил к своим друзьям со словами, что «они ждут его и без него у них ничего не получается – если он не придёт, то и песни не будет». Песни, льющиеся из глубины сердца, напевал своим друзьям, а вот на свадьбах не пел – не считал это нужным.
– К счастью, мне удалось с ним общаться и не раз, – с задором и улыбкой вспоминает Айгум Айгумов. – Образ незаурядного, талантливого, красивого седовласого старца с круглой головой помню как сейчас. Запомнил его вечно спешащим, ему будто не хватало времени успеть объять всё.
С теплотой о человеке, стоявшем у истоков становления и развития музыкального искусства Дагестана, рассказывает заслуженный деятель искусств России Хан Баширов.
– Татам Алиевич и мне запомнился вечно торопящимся – он бегал, а не ходил. Работал в разных жанрах, старался оставить след везде, где трудился, будь то фабрика им. III Интернационала или Даградиокомитет, – отметил Хан Мирзаханович. – Наши семьи дружили, отец работал у него в ансамбле. В нашем доме всегда летом бывали открыты окна, и, когда он пел, собирались люди, думая, что здесь играют свадьбу.
Вспомнили на юбилейном вечере и приезд советской оперной певицы Марии Максаковой в Дагестан во время войны. В Радиокомитете, который тогда находился в маленьком доме на ул. Котрова, ей дали ноты оперы «Хочбар» Готфрида Гасанова. Она спела партию жены Хочбара, из присутствующих ее исполнить никто не решался. В это время появился Татам Мурадов. Развернув привычным жестом ноты, откашлявшись, он запел одну из арий. После минутной тишины Максакова буквально сорвалась с места, бросилась к исполнителю и стала целовать его. Затем она сказала, что Мурадову необходимо немедленно ехать в Москву, в Большой театр. Мало того, певица ручалась, что его командируют на учебу в… Италию! Но ситуация была такова, что Татам Алиевич отказался ехать в столицу.
Удивительнейшим образом Мурадов чувствовал талантливых людей. Когда Хану Баширову исполнилось 5 лет, рекомендовал своему другу Мирзахану отдать сына в музыкальную школу – «у него есть талант». Судьба распорядилась так, что после Татама Алиевича фольклорным ансамблем руководил Мирзахан Баширов.
К сожалению, в республике не так много музыкантов, передающих богатейшие возможности звучания самодостаточного и колоритного агач-кумуза, любимого народного инструмента Татама Мурадова. Один из виртуозов, солист Даггосфилармонии Башир Багавдинов на юбилейном концерте исполнил попурри кумыкских народных песен.
Музыкальную часть вечера своим выступлением украсили Сводный мужской хор Буйнакского района, Государственный оркестр народных инструментов, Государственный ансамбль песни и танца «Дагестан», Камерный оркестр им. С. Хржановского, солисты Даггосфилармонии: Хадижат Ибрагимова, Рукият Гамзатова, Лариса Гаджиева, Диляра Надырова и Денис Федоренко.
Зрители смогли насладиться авторским исполнением виновника торжества – сохранился голос самого Татама Мурадова. Завершился юбилейный концерт выступлением последователей, продолжателей танцевального искусства, нового поколения танцоров Государственного ансамбля песни и танца «Дагестан».