О любви на все времена
Легендарная оперетта всех времен и народов Имре Кальмана «Сильва» была, есть и будет опереттой номер один. Ее вдохновенным мелодиям о всепобеждающей силе любви не страшны никакие преграды» – так программа спектакля приглашает к просмотру «Сильвы». Этим спектаклем Дагестанский театр оперы и балета открыл свой новый сезон.
Классическая оперетта любима российским зрителем, как нигде в мире. Зарубежные театры ставят больше мюзиклы. Это красивые спектакли с музыкой эстрадного направления, где даже главные роли часто поют драматические артисты. В них много речитативов, современных ритмов и танцев. В оперетте же задействованы вокалисты классического направления со специальным музыкальным образованием, и российскому зрителю это ближе. Дагестанцы не исключение. Свидетельством тому – полный зрительный зал.
Коллектив самого большого театра республики к 19 сезону подошел с большой ответственностью, подготовив масштабный спектакль, где участвуют практически все творческие группы: оркестр, хор, балет, солисты-вокалисты. «Сильва» подготовлена двумя составами артистов, исполняющих действующих лиц. Художественный руководитель театра Александр Прасолов (он же режиссер-постановщик музыкального спектакля) показал, что артисты полны творческих сил, и продемонстрировал в полной мере свои возможности и в исполнительском мастерстве, и в оформительском плане. Декорации и костюмы заслуженных художников РД Ибрагимхалила Супьянова, Хадижат Алишевой достойны высокой похвалы.
Режиссер в первый состав исполнителей ввел народных артистов РД Светлану Мусаеву и Мухсина Камалова и заслуженного артиста РД Яхью Исакова, они отлично справились с поставленной режиссером задачей и вокально, и артистически в роли основных героев либретто. Под стать им были и исполнители Сильвы и Стасси – Заира Даибова и Ольга Петрова. Их герои вызывали искренние симпатии зрителей, которые сопереживали им и благодарили дружными аплодисментами за отлично исполненные сольные партии и дуэты.
Любителям музыкальных спектаклей хорошо знакомы эти артисты. Среди зрителей есть даже фанаты Мухсина Камалова, Светланы Мусаевой, и пришли они на спектакль получить удовольствие от их исполнения. И «Сильва» не разочаровала. – Замечательная музыка, замечательное исполнение. Очень красивый спектакль, – покидая зал, говорила Айна Арзуманова. И довольная добавила: – Молодцы! Спасибо за отлично сделанный спектакль.
Во второй состав исполнителей режиссер включил в основном молодых артистов. Среди них даже студент музыкального отделения ДГУ Омар Омаров, который, к его чести, талантливо показал своего героя – Бони, находчивого юношу, приобретшего счастье в любви к Стасси, еще с детства помолвленной с другим.
Главную роль в спектакле режиссер поручил выпускнику этого года театрального отделения ДГУ Салману Абасову. Еще будучи студентом, он пел на сцене этого театра. Но роль Эдвина – это первая его большая серьезная работа в качестве солиста театра оперы и балета. Его герой – молодой князь – переживает муки любви к актрисе варьете Сильве. Но отец в силу низкого происхождения возлюбленной сына не дает согласия на женитьбу, гордясь знатным древом своего рода князей. «Я не допущу, чтобы в мой дом вошла певичка», – восклицает в отчаянии князь Леопольд.
Интриги отца (артист А. Велибеков) разлучают влюбленных. И как трогательно звучит дуэт Эдвина и Сильвы, когда они встречаются вновь: «Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье? Лишь для тебя сердце пылало любя…» И дальше говорят друг другу: «Ты – божество, ты – мой кумир». Салман Абасов так проникновенно пел в дуэте с более опытной Татьяной Елистратовой, что зритель искренне сопереживал его герою, борющемуся за свою любовь. В результате чувства, проверенные расставанием, сумели преодолеть все преграды. Любовь восторжествовала вопреки известным куплетам: «Красотки, красотки, красотки кабаре, которым не известны любви мученья». И далее подтверждение: «Без женщин жить нельзя на свете, нет. Вы наше счастье, как сказал поэт…». Эти сценки так мастерски были исполнены солистами и хором вместе с балетной группой театра, что зритель готов был пуститься в пляс.
Второй – молодежный – состав исполнителей оперетты был артистически выразительным, его энергетический посыл в зал не оставлял никого равнодушным. А потому по окончании спектакля зрители дружно восторгались. «Браво!» – раздавалось в зале. И это относилось не только к молодым исполнителям, но и зрелым артистам – Людмиле Камаревцевой, Арсену Велибекову и другим, отлично звучавшему хору, руководимому заслуженным деятелем искусств Наидой Абдулгамидовой, оркестру и его дирижеру – народному артисту РД Новрузу Шахбазову, художнику Ибрагимхалилу Супьянову, так угадавшему в созданных им декорациях эпоху Австро-Венгрии, где происходили события, повествующие о любви неравных по социальному происхождению героев в «Сильве».
Оперетта Имре Кальмана будет, несомненно, украшением репертуара театра и стала его четвертой классической музыкальной комедией в дар зрителям.