О любви на все времена

Легендарная оперетта всех времен и народов Имре Кальмана «Сильва» была, есть и будет опереттой номер один. Ее вдохновенным мелодиям о всепобеждающей силе любви не страшны никакие преграды» – так программа спектакля приглашает к просмотру «Сильвы». Этим спектаклем Дагестанский театр оперы и балета открыл свой новый сезон.
Классическая оперетта любима российским зрителем, как нигде в мире. Зарубежные театры ставят больше мюзиклы. Это красивые спектакли с музыкой эстрадного направления, где даже главные роли часто поют драматические артисты. В них много речитативов, современных ритмов и танцев. В оперетте же задействованы вокалисты классического направления со специальным музыкальным образованием, и российскому зрителю это ближе. Дагестанцы не исключение. Свидетельством тому – полный зрительный зал.
Коллектив самого большого театра республики к 19 сезону подошел с большой ответственностью, подготовив масштабный спектакль, где участвуют практически все творческие группы: оркестр, хор, балет, солисты-вокалисты. «Сильва» подготовлена двумя составами артистов, исполняющих действующих лиц. Художественный руководитель театра Александр Прасолов (он же режиссер-постановщик музыкального спектакля) показал, что артисты полны творческих сил, и продемонстрировал в полной мере свои возможности и в исполнительском мастерстве, и в оформительском плане. Декорации и костюмы заслуженных художников РД Ибрагимхалила Супьянова, Хадижат Алишевой достойны высокой похвалы.
Режиссер в первый состав исполнителей ввел народных артистов РД Светлану Мусаеву и Мухсина Камалова и заслуженного артиста РД Яхью Исакова, они отлично справились с поставленной режиссером задачей и вокально, и артистически в роли основных героев либретто. Под стать им были и исполнители Сильвы и Стасси – Заира Даибова и Ольга Петрова. Их герои вызывали искренние симпатии зрителей, которые сопереживали им и благодарили дружными аплодисментами за отлично исполненные сольные партии и дуэты.
Любителям музыкальных спектаклей хорошо знакомы эти артисты. Среди зрителей есть даже фанаты Мухсина Камалова, Светланы Мусаевой, и пришли они на спектакль получить удовольствие от их исполнения. И «Сильва» не разочаровала. – Замечательная музыка, замечательное исполнение. Очень красивый спектакль, – покидая зал, говорила Айна Арзуманова. И довольная добавила: – Молодцы! Спасибо за отлично сделанный спектакль.
Во второй состав исполнителей режиссер включил в основном молодых артистов. Среди них даже студент музыкального отделения ДГУ Омар Омаров, который, к его чести, талантливо показал своего героя – Бони, находчивого юношу, приобретшего счастье в любви к Стасси, еще с детства помолвленной с другим.
Главную роль в спектакле режиссер поручил выпускнику этого года театрального отделения ДГУ Салману Абасову. Еще будучи студентом, он пел на сцене этого театра. Но роль Эдвина – это первая его большая серьезная работа в качестве солиста театра оперы и балета. Его герой – молодой князь – переживает муки любви к актрисе варьете Сильве. Но отец в силу низкого происхождения возлюбленной сына не дает согласия на женитьбу, гордясь знатным древом своего рода князей. «Я не допущу, чтобы в мой дом вошла певичка», – восклицает в отчаянии князь Леопольд.
Интриги отца (артист А. Велибеков) разлучают влюбленных. И как трогательно звучит дуэт Эдвина и Сильвы, когда они встречаются вновь: «Помнишь ли ты, как улыбалось нам счастье? Лишь для тебя сердце пылало любя…» И дальше говорят друг другу: «Ты – божество, ты – мой кумир». Салман Абасов так проникновенно пел в дуэте с более опытной Татьяной Елистратовой, что зритель искренне сопереживал его герою, борющемуся за свою любовь. В результате чувства, проверенные расставанием, сумели преодолеть все преграды. Любовь восторжествовала вопреки известным куплетам: «Красотки, красотки, красотки кабаре, которым не известны любви мученья». И далее подтверждение: «Без женщин жить нельзя на свете, нет. Вы наше счастье, как сказал поэт…». Эти сценки так мастерски были исполнены солистами и хором вместе с балетной группой театра, что зритель готов был пуститься в пляс.
Второй – молодежный – состав исполнителей оперетты был артистически выразительным, его энергетический посыл в зал не оставлял никого равнодушным. А потому по окончании спектакля зрители дружно восторгались. «Браво!» – раздавалось в зале. И это относилось не только к молодым исполнителям, но и зрелым артистам – Людмиле Камаревцевой, Арсену Велибекову и другим, отлично звучавшему хору, руководимому заслуженным деятелем искусств Наидой Абдулгамидовой, оркестру и его дирижеру – народному артисту РД Новрузу Шахбазову, художнику Ибрагимхалилу Супьянову, так угадавшему в созданных им декорациях эпоху Австро-Венгрии, где происходили события, повествующие о любви неравных по социальному происхождению героев в «Сильве».
Оперетта Имре Кальмана будет, несомненно, украшением репертуара театра и стала его четвертой классической музыкальной комедией в дар зрителям.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
