Одежда – это искусство!
Что если вашу одежду распишет художник? Тогда это будет совсем не продукт с заводского конвейера. Наши героини рисуют на одежде, сумочках, перчатках, кошельках... Их называют свежей струёй в современном искусстве. «Они» – это Лиза Асхабова-Кузнецова и Насибат Уллубиева – кастомайзеры, художники-дизайнеры, специалисты по переделке одежды.
– Мне было 12 лет, когда мы переехали в Махачкалу из Саратовской области, – рассказывает Лиза. – Рисовать любила всегда. Поэтому родители отдали меня в художественную школу. Но мне там не понравилось, и я через год ее бросила. Но, видимо, чему быть, того не миновать. Учительница по труду в средней школе Майя Гасретовна как-то увидела мои рисунки и сама отвела меня в художественное училище имени Джемала, познакомила с педагогами.
После 9-го класса девушка поступила в училище, в мастерскую известной дагестанской художницы Натальи Савельевой. Именно там Елизавета и Насибат познакомились.
Потом был худграф и мастерская академика Абдулзагира Мусаева, где подруги также учились вместе.
Незадолго до окончания института Лиза начала расписывать платочки для одного из столичных магазинов, а Насибат занялась расписыванием шоперов – холщовых сумок, так полюбившихся нашей молодежи.
Когда девушки в 2021 году стали дипломированными специалистами, они решили объединить свои усилия и выпускать коллекции кастомных вещей.
– Что вообще такое «кастом»? – спрашиваю у подруг.
– От английского слова custom – сделанный на заказ. Иными словами – индивидуальный, в единственном варианте.
– А ваши вещи действительно в единственном экземпляре?
– Да. Даже если к нам приходят, показывают фото с нашей работой и говорят: «Хочу такое же», мы никогда не повторяемся. Какой-то элемент, цвет, расположение рисунка будет другим.
Девушки долго искали то направление, которое будет наиболее востребованным, и, проанализировав ситуацию, решили, что это будет этника.
Для создания интересных образов, духовной подпитки выезжали на пленэры, в дагестанские села…
– Я верю, что холсты тоже умеют чувствовать. В своем творчестве люблю отражать эмоции, свои переживания, пропущенные через призму собственного восприятия, – делится Насибат.
А Лиза признаётся:
– В творчестве я не придерживаюсь определенного стиля. Думаю, в наше время это даже плюс – важно подстраиваться под современные тенденции и изучать новые техники. Мои любимые направления: портреты масляными красками, интерьерные абстракции акрилом. Но роспись одежды – это особая статья. Ты создаешь большой, мощный, масштабный, рисунок любой сложности и при этом можешь его надевать и носить каждый день на протяжении долгого времени – роспись держится от 7 лет и дольше.
По глубокому убеждению наших собеседниц, кастомная одежда для тех, кто хочет подчеркнуть свой стиль, свою индивидуальность. В основном ее выбирают люди творческих профессий.
– Сейчас мы работаем с любыми тканями. Для росписи используем специальные акриловые краски, а для дерзких и ярких принтов – маркеры по ткани и балончики. Материалы закрепляются на вещах, и рисунку уже не страшен ни дождь, ни стирка. Одежда с ручной росписью прослужит долго, если соблюдать рекомендации, – объясняют они. – Но в основном мы расписываем деним и называем это «джинсовыми холстами». Также специальная акриловая краска классно ложится на плотный коттон, кожа тоже хороша для росписи.
Футболки и ветровки, обложки для паспорта и магнитики, сувенирные открытки и шоперы – вот далеко не полный перечень их «холстов», которые распродаются не только по Дагестану, но и по всей России. Есть даже заказы из-за границы.
Не забывают молодые дарования и о живописи для души. Их работы часто можно видеть на различных выставках и вернисажах. А недавно Елизавета Асхабова-Кузнецова и Насибат Уллубиева стали членами Союза художников России.
И всё же тот факт, что создание кастомной одежды для них давно уже стало не просто заработком, но искусством, они не отрицают.
– Мы просто безумно рады, когда представляем, что вот сейчас кто-то в расписанных нами вещах гуляет по берегу моря, покоряет горы, признаётся кому-то в любви… Мы с огромной любовью относимся к своей работе. И когда люди пишут через, например, год, что расписанная нами джинсовка съездила в разные страны, а еще побывала на свадьбе у подруги, у нас каждый раз мурашки…