Они открыли миру Дагестан
В истории ансамбля «Лезгинка» немало ярких страниц. Красочные, разнообразные программы не могли оставить зрителя равнодушным. Они включали народные танцы – от небольших номеров до развернутых композиций – о традициях и обычаях дагестанцев, где были представлены богатство и многообразие фольклора народов Дагестана. «Все составные части танцевальных сюит находятся на высоком уровне – и музыка, и исполнительское мастерство артистов, и костюмы», – писала зарубежная пресса.
В Дагестане расхоже жизненное изречение: горца сначала учат танцевать, а только потом ходить. И это правда. Пример тому – Иосиф Матаев, который пришел в мир танца в пятилетнем возрасте, а спустя годы, после того как Танхо Израилов покинул руководство «Лезгинкой», достойно сменил его.
Пятнадцатилетнему подростку (у него еще не было паспорта) предложили вакантную должность солиста в старейшем Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан», а в девятнадцать ему было присвоено звание «Заслуженный артист республики». Кто-то из членов наградной комиссии заметил, что, мол, еще молод, на что руководитель республики Абдурахман Даниялов сказал: «Я сам видел, как он танцует. Заслуживает».
Спустя годы другой руководитель республики Магомедсалам Магомедов говорил: «Иосиф Матаев относится к замечательной плеяде творческой интеллигенции Дагестана, чья профессиональная деятельность стала гордостью хореографического искусства. Его имя вошло в золотой фонд многонациональной культуры республики».
Иосиф Матаев стал наставником ансамбля «Лезгинка», не менее знаменитым и не менее одаренным, чем Танхо Израилов, со своим особым почерком и видением народного танца. Приняв руководство ансамблем, он не предал идеи предшественника. Иосиф Самуилович как скрупулезный реставратор восстановил в подлиннике забытые танцевальные номера Танхо. Как новатор, сохраняя стиль и творческое лицо «Лезгинки», внедрил новшества в программу. Он познал духовный код и характер дагестанцев и воплотил их в танцах горцев. Его хореографию можно назвать поэмой любви к своей родине – Дагестану.
Отточенность каждого движения в поставленных им танцах, высочайший профессионализм, неподражаемый артистический всплеск стали главным достоинством каждого исполнителя. Заметное и быстрое восхождение «Лезгинки» открыли у Иосифа Самуиловича второе дыхание, он не только вывел на профессиональную сцену самородков национальной хореографии, привив им культуру классического понимания искусства, но и не переставал шлифовать свое мастерство и свой артистический дар. Он продолжал безупречно владеть пластикой своего тела, держать корпус, осваивать сложные акробатические элементы, так необходимые в мужском танце, умел слышать музыку, ее ритмы, сопровождающие хореографию.
Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» был создан 6 сентября 1958 года. В многонациональном составе ансамбля воспевают красоту дагестанского фольклора не только 33 народности Дагестана и Северного Кавказа, но и коренные русские дагестанцы. Аналогов столь многонациональной структуры не имеет ни один ансамбль планеты. Своей деятельностью коллектив наглядно показал, что представители многих национальностей способны плодотворно объединять свои усилия в конструктивных, созидательных целях.
За период своей деятельности ансамбль побывал в 65 странах мира и является победителем 48 всемирно известных фестивалей фольклорного танца среди профессиональных коллективов. Ансамблем поставлено свыше 100 танцев народов Дагестана, Кавказа и России, а в марте 1994 года «Лезгинка» поставила первый в истории Дагестана трехактный балет «Парту Патима».
С 1983 по 1991 годы руководителем ансамбля был народный артист РФ, народный артист ДАССР, лауреат Государственной премии ДАССР им. Г. Цадасы Иосиф Самуилович Матаев (на снимке вверху). О нем и пойдет речь в очередном материале из цикла, посвященного 60-летию прославленного коллектива.
Не всегда выпадает счастье быть знакомым с интересным человеком. И когда такие моменты случаются, не мешает услышать от такого бывалого рассказчика, каким является Иосиф Самуилович, о том времени, о нем самом.
– Сегодня я волею судьбы живу далеко от моего родного очага – Дагестана. Но где бы я ни жил, всегда чувствую кровное родство со Страной гор. Скажу больше: любовь моя к родной земле не подвластна времени, и она всегда жива во мне, дает силы жить и помнить. Я с детских лет впитал запах родной земли, ее радости и боль. И я благодарен ей за все: за путевку в жизнь, дорогу в мир прекрасного. Мой Дагестан подарил мне счастье работать в «Лезгинке», с которой связаны мои лучшие годы жизни. С ансамблем, где я трудился 17 лет, 12 из которых руководил этим талантливым коллективом, объехал весь свет. Тогда я познал настоящий триумф результатов труда. Я с волнением и любовью продолжаю интересоваться успехами «Лезгинки». Сегодня в ансамбле другие молодые таланты. И я желаю им приумножить славу этого коллектива, ибо это слава моей родины.
Так с грустной ноткой ностальгии говорит Иосиф Матаев, живя вдали от родины, в Тель-Авиве. Там он перенес сложную операцию на сердце после двух инфарктов миокарда, и ему требуется наблюдение лечащих врачей. Мне пришлось провести целый день в ожидании, пока в поликлинике Тель-Авива не закончится всесторонний плановый медосмотр состояния его здоровья. Так уж совпало. Живет Иосиф Самуилович под неослабным вниманием жены Майи, которую по-дагестански зовет Марьям.
Двое его дочерей – младшая Сабина и старшая Марина – в свое время весьма популярная в Дагестане красавица-певица, уже имея диплом ДГУ, окончила и в Израиле университет (г. Хайфа). Теперь она востребованный специалист по туризму. А еще Марина помогает больным россиянам лечиться у лучших врачей Израиля. Сын Эраст успешен в делах, живет в Москве, часто приезжает к родителям, не обделяет их вниманием. По стопам Иосифа пошел его брат Шалуми, известный в Дагестане хореограф, руководитель ансамбля юных дагестанцев «Счастливое детство – Виртуозы Дагестана», заслуженный деятель искусств республики, который много помогал Иосифу в творческих исканиях.
Мы долго беседовали с народным артистом России, Дагестана, профессором Иосифом Самуиловичем Матаевым. Его исповедальный период был насыщен творчеством. Он рассказывал о своей жизни человека, у которого горела душа. Вера в талант, мастерство и профессионализм воспитанных им артистов позволили ему обратиться к более сложным формам танца – классическому жанру, а именно – к национальному балету.
Впервые в истории искусства танца в Дагестане силами артистов «Лезгинки» на музыку знатока музыкального фольклора, народного артиста России, композитора Наби Дагирова были поставлены два классических произведения – балетная сюита «Думы матери» и полновесный балет по героическому эпосу «Парту Патима». Это совершенно другая хореография, другой сценический стиль. Предстояли поиски, чтобы гармонично соединить классику с национальным танцем. А кроме того, соединить героическое начало с повседневной жизнью горского аула. Именно в этом усматривал маэстро связь времен и поколений. «Балет стал вершиной твоего искусства и открыл новые невиданные и невидимые прежде перспективы дагестанской хореографии. Ты стал мастером балета. Когда речь заходит о тебе, люди говорят: «Наш Иосиф, наш Ёсик». И каждый растроган тем, сколько гордости и нежности в этих простых словах», – так писал другой знаменитый творец Манашир Якубов.
Иосиф Самуилович вспоминал о встречах со знаменитыми людьми: Юрием Гагариным, Екатериной Фурцевой, Рудольфом Нуриевым, Фиделем Кастро, Иосифом Кобзоном, о дружбе с Расулом Гамзатовым и многими другими. Об интересных встречах в Турции, Англии, США, Германии, Ливии, Франции, с руководителями иностранных государств, с замечательными соотечественниками, говорил о работе по пропаганде кавказского танца в Израиле и многом-многом другом. Но о чем бы он ни говорил, постоянно возвращался к воспоминаниям о Дагестане, ансамбле «Лезгинка».
– Еще раз мой низкий поклон и моя вечная любовь к родному Дагестану – родине многих народов, стране мужества и кавказского гостеприимства. Живи и здравствуй на вечные времена! И мое благословение родной «Лезгинке». Пусть благодарные зрители оглушают вас бурными овациями в знак признательности к вашему таланту, и пусть победное шествие «Лезгинки» по миру прославляет искусство Дагестана, – сказал он. А затем добавил: «Я верю, что в год столетия ансамбль по праву будет носить имя своего основателя и первого художественного руководителя Танхо Израилова».