Оставаясь верным театру
Когда в его родное село Гвани приезжал Аварский театр, для всех сельчан был великий праздник. Места на спектакль занимали с утра. У Магомедсайгида (на снимке) оно всегда было в первом ряду. «Как же интересно выступать на сцене. Все на тебя смотрят, восхищаются, аплодируют», – размышлял мальчонка. Пытливый ум будоражил смелые предположения: «А что если и я так смогу?» И стал заниматься в школьном драмкружке, исполняя эпизодические роли в детских постановках. Ему это нравилось, он мечтал о настоящем театре. Тогда и дал себе негласную установку: во взрослой жизни непременно быть актером.
Мечта с годами не ослабевала и привела его в Махачкалу, в Аварский театр. На собеседовании поразил чтением стихотворений Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова. А вскоре получил свою первую маленькую роль на профессиональной сцене в спектакле «Мальчишки из Гвани».
А в 1978 году Магомедсайгид вместе со своим лучшим другом Нурмагомедом, также мечтавшим стать актером, поехали в Тбилиси поступать в театральный институт. Но так уж случилось, что учиться выпала удача Нурмагомеду Нурмагомедову, а его другу пришлось надеть солдатскую гимнастерку и сапоги. Отслужив в армии, Магомедсайгид Аминтазаев вернулся на работу в театр. В основном был занят в ролях второго плана в вечерних спектаклях, а днем играл главных героев в детских пьесах. Три года работы актером в Аварском театре раскрыли в нем и организаторские способности. Потому, когда предложили возглавить Центр культуры и досуга в Ботлихе, не стал долго раздумывать, а активно включился в новый этап жизни, наполнив его творчеством и идеями.
Молодой руководитель понимал, что Центру необходимы свежие силы, чтобы ставить не только небольшие интермедии, а полноценную драматургию. Потому, кроме основной работы, наладил связи со школой и организовал для старшеклассников драматический кружок. С участием учеников поставил спектакль на военную тему «Материнская слава» осетинского драматурга Раисы Хубецовой. История матери-осетинки, не дождавшейся с войны пятерых сыновей, очень тронула ботлихских ребят. Самодеятельные актеры старались воплотить на сцене подвиг простой женщины-матери, благословившей своих детей на битву с врагом ради будущего следующих поколений. Но вопреки похоронкам она ждала их возвращения с той кровавой войны.
Посмотрел этот спектакль ботлихцев и осетинский зритель, когда театр из дагестанского села был приглашен в дни празднования Великой Победы над фашистской Германией. «Волновались страшно. Ведь в Осетии эту пьесу хорошо знали, видели постановку в исполнении профессионального театра, – вспоминает Магомедсайгид Курамагомедович. – Тем более что посмотреть ее пришла автор пьесы Раиса Хубецова». Но работой ботлихского театра драматург осталась довольна, сказала, что «нам удалось вдохнуть в придуманных героев непридуманную жизнь». В знак благодарности автор пьесы вручила актерам памятные сувениры, а М. Аминтазаев обрел новый опыт в творчестве и годы общения с удивительным человеком.
Уже будучи дипломированным режиссером, после окончания Махачкалинского культпросветучилища Магомедсайгид повторил опыт работы с осетинской драматургией и поставил спектакль «Угнали петуха», который с успехом был показан во многих селах горного Дагестана.
В непростые 40-е годы работа народных театров была в тени насущных проблем того времени. Актёры нередко уходили из профессии. М.Аминтазаев смог не только остаться верным театру, но и сохранить накопленный духовный потенциал. С детьми он ставил спектакли – сказки. А в 2004 году вместе с давним другом Нурмагомедом Нурмагомедовым, талантливым режиссером и актёром, возрождали народный театр в Ботлихе. Зрители увидели новые постановки «Жених из Африки», «Горянка», «Знахарь», «Кот в сапогах» и другие. Театр активно принимает участие в республиканских фестивалях «Маска», «Диалог театров», «Театр – селу» и других проектах Республиканского дома народного творчества, которые организуются в целях сохранения и развития любительского театрального искусства.
Помнят актёра Магомедсайгида Аминтазаева и в Аварском государственном театре. Готовясь к очередному фестивалю драматических театров, режиссер профессионального коллектива пригласил Магомедсайгида на роль Махмуда из Кахаб-Росо. Творческая личность известного поэта давно ему интересна, но было боязно браться за такую масштабную роль в фестивальном спектакле наряду с признанными актерами. Трудился много и упорно. А после премьерного показа понял, что справился. Спектакль занял призовое место.
За 47 лет работы он сделал немало, чтобы на селе не угасал интерес населения к традиционной культуре с её традициями, обрядами, обычаями. Неустанно вовлекал юное поколение в театральное движение, ставил спектакли, сыграл множество ролей, тем самым снискал любовь сельчан горного Дагестана. Благодаря таким труженикам, как заслуженные работники культуры РД М. Аминтазаев, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана», и его друг Н. Нурмагомедов, жизнь которого недавно оборвал коронавирус, народное искусство театра любимо и востребовано.