От сказок до глубоких раздумий о жизни
Ислам Казиев с детства рос в атмосфере искусства и литературы. Большое влияние оказал на его формирование народный поэт Дагестана Аткай Аджаматов – его родственник, в доме которого Ислам с детства видел многих дагестанских артистов. Под влиянием Аткая он рано начал писать стихи, читать серьезную литературу.
Мать Ислама также оказала влияние на сына в увлечении театром. Возвращаясь с рынка или магазина, она каждый раз устраивала маленький театральный спектакль, изображая тех, кто заинтересовал ее поведением или характером. То, что Ислам схватывает быстро наиболее существенные черты характера, манеры, жесты и блестяще пародирует многих известных деятелей, видимо, передалось ему от неё.
На режиссерский факультет ГИТИСа Ислам пришел после того, как три года проработал артистом Кумыкского театра и сыграл ряд характерных ролей на его сцене.
Но любовь и тяга к режиссуре оказались сильнее и заставили Ислама поехать учиться в Москву этой специальности. Выдержал большой конкурс – 313 человек на одно место, учился на «отлично», окончил успешно. Режиссерский дебют И. Казиева – «Сказка о четырех близнецах» болгарского драматурга П. Панчаева. Премьера прошла с громким успехом на сцене Русского драматического театра им. М. Горького, вызвала множество хвалебных отзывов. Главные достоинства постановки молодого режиссера были замечены и отмечены.
В первые годы работы у режиссера одна за другой прошло несколько сказок: «Бочка меда» Л. Устинова, «Приключения Чанду» А. Иловайски, «Чамсулвара» Р. Рашидова. За такую увлеченность сказками его окрестили «сказочником». Однако Казиев и не думал замыкаться в мире сказок, его больше привлекала реальность, ее проблемы и заботы.
Уже следующая постановка – «Итальянская баллада» Н. Алиева – показала, что Казиеву не менее близки и интересны правда жизни и психология характеров, что и в иной образной системе он чувствует себя уютно и комфортно. Сохраняя характер, дух и почерк баллады, режиссер акцентирует внимание на раскрытии психологии, мотива поступка, философии подвига.
Спектакль художественно и музыкально оформил сам режиссер: Казиеву было интересно искать и находить новую драматургию, требующую иных уровней сценического воплощения, и новые возможности и способности актеров театра.
Казиева в эти годы связывала творческая дружба с молодым художником Эдуардом Путербротом, и в дальнейших творческих поисках они шли рука об руку. Они подпитывали друг друга, понимали с полуслова, и многие удачи режиссера равно принадлежали и художнику, а нередко возникала ситуация, когда трудно было определить, кому отдать предпочтение. Два творческих человека, два ищущих художника, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, с удовольствием создавали неординарные спектакли, будоражившие умы и сердца зрителей. Так, они оказались соавторами масштабных полотен «Медея» Еврипида, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, «Дуэнья» Р. Шеридана, «Сундук бедствий» Г. Цадасы и других, не похожих друг на друга, но одинаково достойных высокой похвалы за крепкий творческий заряд, заложенный в основу каждой работы.
Красной нитью проходит через творчество режиссера тема протеста против войн на земле, гражданской ответственности каждого человека за все, что происходит рядом с ним, вокруг него, в его времени. Об этом и спектакль Кумыкского театра «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, где концептуальность режиссерского замысла органично воплотилась в художественном решении спектакля Эдуардом Путербротом.
Спектакли И. Казиева показали творческое лицо режиссера современного театра, раздвинувшего представления о средствах выразительности, обогатившего режиссерскую палитру, сделав ее гибкой, чуткой к авторской интонации повествования, что особенно ярко проявилась в различных спектаклях.
Творческая личность, человек трудной и многомерной профессии, Ислам Амашевич не мыслит себя вне работы с актерами, без репетиций и спектаклей. «80 лет – не возраст», – говорит Казиев. И в его портфеле целая дюжина пьес классической и современной драматургии, над которыми он намеревается работать в ближайшие годы.