Купить PDF-версию
21:02 | 16 июня, Пн
Махачкала
X

От сказок до глубоких раздумий о жизни

Гулизар Султанова, кандидат искуствоведения
Выпуск - 2018 №№ 229-230
55

Ислам Казиев с детства рос в атмосфере искусства и литературы. Большое влияние оказал на его формирование народный поэт Дагестана Аткай Аджаматов – его родственник, в доме которого Ислам с детства видел многих дагестанских артистов. Под влиянием Аткая он рано начал писать стихи, читать серьезную литературу.

Мать Ислама также оказала влияние на сына в увлечении театром. Возвращаясь с рынка или магазина, она каждый раз устраивала маленький театральный спектакль, изображая тех, кто заинтересовал ее поведением или характером. То, что Ислам схватывает быстро наиболее существенные черты характера, манеры, жесты и блестяще пародирует многих известных деятелей, видимо, передалось ему от неё.

На режиссерский факультет ГИТИСа Ислам пришел после того, как три года проработал артистом Кумыкского театра и сыграл ряд характерных ролей на его сцене.

Но любовь и тяга к режиссуре оказались сильнее и заставили Ислама поехать учиться в Москву­ этой специальности. Выдержал большой конкурс – 313 человек на одно место, учился на «отлично», окончил успешно. Режиссерский дебют И. Казиева – «Сказка о четырех близнецах» болгарского драматурга П. Панчаева. Премьера прошла с громким успехом на сцене Русского драматического театра им. М. Горького, вызвала множество хвалебных отзывов. Главные достоинства постановки молодого режиссера были замечены и отмечены.

В первые годы работы у режиссера одна за другой прошло несколько сказок: «Бочка меда» Л. Устинова, «Приключения Чанду» А. Иловайски, «Чамсулвара» Р. Рашидова. За такую увлеченность сказками его окрестили «сказочником». Однако Казиев и не думал замыкаться в мире сказок, его больше привлекала реальность, ее проблемы и заботы.

Уже следующая постановка – «Итальянская баллада» Н. Алиева – показала, что Казиеву не менее близки и интересны правда жизни и психология характеров, что и в иной образной системе он чувствует себя уютно и комфортно. Сохраняя характер, дух и почерк баллады, режиссер акцентирует внимание на раскрытии психологии, мотива поступка, философии подвига.

Спектакль художественно и музыкально оформил сам режиссер: Казиеву было интересно искать и находить новую драматургию, требующую иных уровней сценического воплощения, и новые возможности и способности актеров театра.

Казиева в эти годы связывала творческая дружба с молодым художником Эдуардом Путербротом, и в дальнейших творческих поисках они шли рука об руку. Они подпитывали друг друга, понимали с полуслова, и многие удачи режиссера равно принадлежали и художнику, а нередко возникала ситуация, когда трудно было определить, кому отдать предпочтение. Два творческих человека, два ищущих художника, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, с удовольствием создавали неординарные спектакли, будоражившие умы и сердца зрителей. Так, они оказались соавторами масштабных полотен «Медея» Еврипида, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, «Дуэнья» Р. Шеридана, «Сундук бедствий» Г. Цадасы и других, не похожих друг на друга, но одинаково достойных высокой похвалы за крепкий творческий заряд, заложенный в основу каждой работы.

Красной нитью проходит через творчество режиссера тема протеста против войн на земле, гражданской ответственности каждого человека за все, что происходит рядом с ним, вокруг него, в его времени. Об этом и спектакль Кумыкского театра «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, где концептуальность режиссерского замысла органично воплотилась в художественном решении спектакля Эдуардом Путербротом.

Спектакли И. Казиева показали творческое лицо режиссера современного театра, раздвинувшего представления о средствах выразительности, обогатившего режиссерскую палитру, сделав ее гибкой, чуткой к авторской интонации повествования, что особенно ярко проявилась в различных спектаклях.

Творческая личность, человек трудной и многомерной профессии, Ислам Амашевич не мыслит себя вне работы с актерами, без репетиций и спектаклей. «80 лет – не возраст», – говорит Казиев. И в его портфеле целая дюжина пьес классической и современной драматургии, над которыми он намеревается работать в ближайшие годы.

Похожие

Фундамент мастерства

16
Более 55 лет назад Ислам Казиев окончил актерскую студию Кумыкского театра при Театральном...

Статьи из «КультЛичность»

Народный соловей

17
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

25
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Воин и писатель

20
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

Ашуг, сын ашуга

22
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Поющее сердце Таиры

14
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...

Когда поёт Кумратова…

29
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Дирижёр из известного рода

36
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Жизнь, прерванная на взлёте

218
Пятьдесят лет назад трагически оборвалась жизнь известной дагестанской певицы Марьям...

Как Юсуп Даниялов сыграл кавказца

79
Еще в юности, помню, мне довелось посмотреть прекрасную...

«Нарву цветов и подарю букет…»

158
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Он улыбался, даже когда ему было грустно

146
Два года назад ушел из жизни известный в...

«Не сыпь мне соль на рану…»

245
Ушел из жизни мэтр советской и российской эстрадной музыки композитор и певец Вячеслав...