Купить PDF-версию
13:20 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X

От сказок до глубоких раздумий о жизни

Гулизар Султанова, кандидат искуствоведения
Выпуск - 2018 №№ 229-230
53

Ислам Казиев с детства рос в атмосфере искусства и литературы. Большое влияние оказал на его формирование народный поэт Дагестана Аткай Аджаматов – его родственник, в доме которого Ислам с детства видел многих дагестанских артистов. Под влиянием Аткая он рано начал писать стихи, читать серьезную литературу.

Мать Ислама также оказала влияние на сына в увлечении театром. Возвращаясь с рынка или магазина, она каждый раз устраивала маленький театральный спектакль, изображая тех, кто заинтересовал ее поведением или характером. То, что Ислам схватывает быстро наиболее существенные черты характера, манеры, жесты и блестяще пародирует многих известных деятелей, видимо, передалось ему от неё.

На режиссерский факультет ГИТИСа Ислам пришел после того, как три года проработал артистом Кумыкского театра и сыграл ряд характерных ролей на его сцене.

Но любовь и тяга к режиссуре оказались сильнее и заставили Ислама поехать учиться в Москву­ этой специальности. Выдержал большой конкурс – 313 человек на одно место, учился на «отлично», окончил успешно. Режиссерский дебют И. Казиева – «Сказка о четырех близнецах» болгарского драматурга П. Панчаева. Премьера прошла с громким успехом на сцене Русского драматического театра им. М. Горького, вызвала множество хвалебных отзывов. Главные достоинства постановки молодого режиссера были замечены и отмечены.

В первые годы работы у режиссера одна за другой прошло несколько сказок: «Бочка меда» Л. Устинова, «Приключения Чанду» А. Иловайски, «Чамсулвара» Р. Рашидова. За такую увлеченность сказками его окрестили «сказочником». Однако Казиев и не думал замыкаться в мире сказок, его больше привлекала реальность, ее проблемы и заботы.

Уже следующая постановка – «Итальянская баллада» Н. Алиева – показала, что Казиеву не менее близки и интересны правда жизни и психология характеров, что и в иной образной системе он чувствует себя уютно и комфортно. Сохраняя характер, дух и почерк баллады, режиссер акцентирует внимание на раскрытии психологии, мотива поступка, философии подвига.

Спектакль художественно и музыкально оформил сам режиссер: Казиеву было интересно искать и находить новую драматургию, требующую иных уровней сценического воплощения, и новые возможности и способности актеров театра.

Казиева в эти годы связывала творческая дружба с молодым художником Эдуардом Путербротом, и в дальнейших творческих поисках они шли рука об руку. Они подпитывали друг друга, понимали с полуслова, и многие удачи режиссера равно принадлежали и художнику, а нередко возникала ситуация, когда трудно было определить, кому отдать предпочтение. Два творческих человека, два ищущих художника, жадных до экспериментов и философских размышлений над проблемами жизни и искусства, с удовольствием создавали неординарные спектакли, будоражившие умы и сердца зрителей. Так, они оказались соавторами масштабных полотен «Медея» Еврипида, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, «Дуэнья» Р. Шеридана, «Сундук бедствий» Г. Цадасы и других, не похожих друг на друга, но одинаково достойных высокой похвалы за крепкий творческий заряд, заложенный в основу каждой работы.

Красной нитью проходит через творчество режиссера тема протеста против войн на земле, гражданской ответственности каждого человека за все, что происходит рядом с ним, вокруг него, в его времени. Об этом и спектакль Кумыкского театра «Что тот солдат, что этот…» Б. Брехта, где концептуальность режиссерского замысла органично воплотилась в художественном решении спектакля Эдуардом Путербротом.

Спектакли И. Казиева показали творческое лицо режиссера современного театра, раздвинувшего представления о средствах выразительности, обогатившего режиссерскую палитру, сделав ее гибкой, чуткой к авторской интонации повествования, что особенно ярко проявилась в различных спектаклях.

Творческая личность, человек трудной и многомерной профессии, Ислам Амашевич не мыслит себя вне работы с актерами, без репетиций и спектаклей. «80 лет – не возраст», – говорит Казиев. И в его портфеле целая дюжина пьес классической и современной драматургии, над которыми он намеревается работать в ближайшие годы.

Похожие

Фундамент мастерства

16
Более 55 лет назад Ислам Казиев окончил актерскую студию Кумыкского театра при Театральном...

Статьи из «КультЛичность»

Как Юсуп Даниялов сыграл кавказца

35
Еще в юности, помню, мне довелось посмотреть прекрасную...

«Нарву цветов и подарю букет…»

137
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Он улыбался, даже когда ему было грустно

89
Два года назад ушел из жизни известный в...

«Не сыпь мне соль на рану…»

144
Ушел из жизни мэтр советской и российской эстрадной музыки композитор и певец Вячеслав...

Коренной москвич стал настоящим горцем

87
В этом году исполнилось 130 лет известному...

Сын Иверии, выросший в Дагестане

52
Народный артист Дагестана и замечательный поэт Владимир...

Олег Стриженов – это наш мексиканец

166
В этом году исполняется 95 лет народному артисту СССР...

Всё началось с «Ласточки»

60
С мыса Канаверал 5 сентября 1977 года стартовал космический зонд «Вояджер-1». В него была...

Мэтр ногайской музыки

29
Оглядываясь с высоты прожитых лет назад, невольно сожалеешь о том, что бег времени не...

Основатель даргинской литературы

259
Омарла Батырай стал известным лириком еще при жизни. Им...

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

65
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

69
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...