Озорство, живость, простота
Ее шутки и проделки продолжаются и в солидном возрасте. Шестнадцатилетней девушкой в начале 50-х годов переступила порог Лакского театра Райганат Меджидова. Общительная, веселая, наделенная здоровым чувством юмора, Рая, как ее называют в театре, пришлась ко двору. Театр нуждался в молодых артистах, к тому же Райганат пела, плясала и очень легко входила в роль. Красивого тембра, богатых оттенков голос за короткий срок сделал ее популярной среди любителей хорошей песни.
Много работала молодая артистка над каждым сценическим образом. Классические и современные героини в исполнении Р. Меджидовой были всегда естественные, потому что она не играла, а жила жизнью своих персонажей. Озорство, живость и простота были присущи почти всем её сценическим характерам.
Райганат Меджидова пришла в театр без предварительного обучения актерской профессии, посещала все репетиции, даже тех спектаклей, в которых не была занята, присматривалась к игре других актеров и актрис и уже в первых сценических работах стала удивлять органичностью и внутренней логикой характера. Даже небольшие эпизодические роли были интересными, запоминающимися зарисовками. Это Юзгюль в спектакле «Семья Аллана» А. Мухтарова и простая русская женщина Феона, наделенная теплыми и убедительными чертами характера в спектакле «Не все коту масленица» А. Островского.
А в спектакле «Севиль» Д. Джабарлы она сыграла роль 14-летнего мальчика Гундюза, который отличался мальчишеской непосредственностью, всевозможными ребяческими выходками, задором, забавными выдумками. Наблюдательность, хорошее знание мальчишеских привычек помогли Райганат Меджидовой вылепить яркий образ мальчугана, которого искренне полюбили зрители и отмечала пресса.
Родом из большого села Куба, что на самой границе Лакского района с Левашинским, Рая выросла в большой трудолюбивой семье хлебопашца и скотовода. Умела не только споро работать, но и хорошо отдыхать, с задушевными песнями и темпераментными танцами. Вообще их род по отцовской линии отличался хорошими голосами.
Соединив свою судьбу с народным артистом ДАССР Г. Буттаевым, Райганат обрела творческую опору и поддержку. В дальнейшем в арсенале актрисы стали появляться образы лирического и драматического плана, в которых она показала многообразие индивидуальных и типических черт, выявила особенные личностные качества. Образы Луизы в «Коварстве и любви», Амалии в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Бахтунши в «Парту Патиме» М. Алиева, Жарият «В родном ауле» М. Алиева, Бабуцы в «Квартете для души» Г. Хугаева и др. прозвучали ярко, запомнились сильным характером, внутренней волей, выразительными средствами, пластикой, интонационным решением.
Хорошо удавались артистке героические характеры: Бахтунша в героической драме М. Алиева «Парту Патима» – бесстрашная патриотка-разведчица, тетушка Луиза из «Итальянской баллады» Н. Алиева – добрая, отзывчивая женщина, не раз приютившая в своем доме участников Итальянского Сопротивления в годы фашистской оккупации, Муромская из «Свадьбы Кречинского» А. Сухово-Кобылина – воплощенный осколок прошлого.
Ее героини всегда активны, действенны, достоверны, кем бы они ни были – современные или классические характеры. Величественные и простые, хитроумные и чистосердечные, высокомерные и наивные, они несут в себе великое и смешное, демонстрируют богатую гамму оттенков и красок.
В последние годы, перейдя к образам возрастным, она непременно находит даже в эпизоде свою изюминку, выражает свой взгляд на явление. В одной из современных драм К. Мазаева «Золотая бабочка» Райганат играет роль старушки на женском годекане, у которой и слов-то всего две-три реплики, но как она их произносит, как смотрит на происходящее в разваливающемся селе… Сколько горечи, боли и безысходности в ее интонации, взгляде, ее словах! С пронзительным криком и трагической обреченностью она судорожно хватает похоронку на сына в драме «Черный день» С. Касумова.
Райганат Буттаева всегда в работе, всегда к месту ее удачно подобранная, казалось бы, незначительная деталь, ее точное попадание в образ. Несмотря на возраст, она сохранила молодость духа, остроумие, с ней всегда легко и интересно.
Райганат Абдусаламовна не раз удостаивалась почетных дипломов и поощрительных наград, получила высокие звания заслуженной и народной артистки Дагестана, Государственную премию Республики Дагестан за исполнение роли Зазы в спектакле по пьесе М. Алиева «Парту Патима». Каждый выход на сцену и для самой актрисы, и для зрителей, многочисленных поклонников ее таланта, – настоящий праздник подлинного творчества.