Купить PDF-версию
09:14 | 29 мая, Чт
Махачкала
X
09:09 11.09.2019

Озорство, живость, простота

Гулизар Султанова, кандидат искусствоведения
Выпуск - 2019 №241
18

Ее шутки и проделки продолжаются и в солидном возрасте. Шестнадцатилетней девушкой в начале 50-х годов переступила порог Лакского театра Райганат Меджидова. Общительная, веселая, наделенная здоровым чувством юмора, Рая, как ее называют в театре, пришлась ко двору. Театр нуждался в молодых артистах, к тому же Райганат пела, плясала и очень легко входила в роль. Красивого тембра, богатых оттенков голос за короткий срок сделал ее популярной среди любителей хорошей песни.

Много работала молодая артистка над каждым сценическим образом. Классические и современные героини в исполнении Р. Меджидовой были всегда естественные, потому что она не играла, а жила жизнью своих персонажей. Озорство, живость и простота были присущи почти всем её сценическим характерам.

Райганат Меджидова пришла в театр без предварительного обучения актерской профессии, посещала все репетиции, даже тех спектаклей, в которых не была занята, присматривалась к игре других актеров и актрис и уже в первых сценических работах стала удивлять органичностью и внутренней логикой характера. Даже небольшие эпизодические роли были интересными, запоминающимися зарисовками. Это Юзгюль в спектакле «Семья Аллана» А. Мухтарова и простая русская женщина Феона, наделенная теплыми и убедительными чертами характера в спектакле «Не все коту масленица» А. Островского.

А в спектакле «Севиль» Д. Джабарлы она сыграла роль 14-летнего мальчика Гундюза, который отличался мальчишеской непосредственностью, всевозможными ребяческими выходками, задором, забавными выдумками. Наблюдательность, хорошее знание мальчишеских привычек помогли Райганат Меджидовой вылепить яркий образ мальчугана, которого искренне полюбили зрители и отмечала пресса.

Родом из большого села Куба, что на самой границе Лакского района с Левашинским, Рая выросла в большой трудолюбивой семье хлебопашца и скотовода. Умела не только споро работать, но и хорошо отдыхать, с задушевными песнями и темпераментными танцами. Вообще их род по отцовской линии отличался хорошими голосами.

Соединив свою судьбу с народным артистом ДАССР Г. Буттаевым, Райганат обрела творческую опору и поддержку. В дальнейшем в арсенале актрисы стали появляться образы лирического и драматического плана, в которых она показала многообразие индивидуальных и типических черт, выявила особенные личностные качества. Образы Луизы в «Коварстве и любви», Амалии в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Бахтунши в «Парту Патиме» М. Алиева, Жарият «В родном ауле» М. Алиева, Бабуцы в «Квартете для души» Г. Хугаева и др. прозвучали ярко, запомнились сильным характером, внутренней волей, выразительными средствами, пластикой, интонационным решением.

Хорошо удавались артистке героические характеры: Бахтунша в героической драме М. Алиева «Парту Патима» – бесстрашная патриотка-разведчица, тетушка Луиза из «Итальянской баллады» Н. Алиева – добрая, отзывчивая женщина, не раз приютившая в своем доме участников Итальянского Сопротивления в годы фашистской оккупации, Муромская из «Свадьбы Кречинского» А. Сухово-Кобылина – воплощенный осколок прошлого.

Ее героини всегда активны, действенны, достоверны, кем бы они ни были – современные или классические характеры. Величественные и простые, хитроумные и чистосердечные, высокомерные и наивные, они несут в себе великое и смешное, демонстрируют богатую гамму оттенков и красок.

В последние годы, перейдя к образам возрастным, она непременно находит даже в эпизоде свою изюминку, выражает свой взгляд на явление. В одной из современных драм К. Мазаева «Золотая бабочка» Райганат играет роль старушки на женском годекане, у которой и слов-то всего две-три реплики, но как она их произносит, как смотрит на происходящее в разваливающемся селе… Сколько горечи, боли и безысходности в ее интонации, взгляде, ее словах! С пронзительным криком и трагической обреченностью она судорожно хватает похоронку на сына в драме «Черный день» С. Касумова.

Райганат Буттаева всегда в работе, всегда к месту ее удачно подобранная, казалось бы, незначительная деталь, ее точное попадание в образ. Несмотря на возраст, она сохранила молодость духа, остроумие, с ней всегда легко и интересно.

Райганат Абдусаламовна не раз удостаивалась почетных дипломов и поощрительных наград, получила высокие звания заслуженной и народной артистки Дагестана, Государственную премию Республики Дагестан за исполнение роли Зазы в спектакле по пьесе М. Алиева «Парту Патима». Каждый выход на сцену и для самой актрисы, и для зрителей, многочисленных поклонников ее таланта, – настоящий праздник подлинного творчества.

Статьи из «Театры»

Вначале было дело

39
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

35
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

154
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

25
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

21
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

115
Наша газета продолжает рассказ о победе...

О войне, любви и верности

55
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

25
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

65
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

45
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...