Память жива
В Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова прошёл вечер, посвящённый 70-летию поэта, публициста и журналиста Магомедшапи Багамалиева.
В этом году Дагестанское книжное издательство выпустило его книгу «Звёздная роса», приурочив выпуск к юбилею Багамалиева. На вечер, посвящённый памяти поэта, пришли его друзья, сельчане, братья по перу и родственники. Добрые слова сказали доктор филологических наук, профессор ДГУ Муса Багомедов, доктор философских и филологических наук, поэт Хизри Ильясов, главный редактор газеты Сергокалинского района «К изобилию» Зубаир Омаров, кандидат филологических наук, заведующий отделом рукописей ДФИЦ РАН поэт Хизри Юсупов и многие другие. Прозвучали песни на слова поэта.
У Магомедшапи самая простая биография: родился в селении Айнурбимахи Сергокалинского района. Учился в Бурхемахи, Нижнее Мулебки, а после окончания школы поступил в Махачкалинское торговое училище и по окончании учёбы работал на разных должностях, потом поступил в Московский литературный институт им. М. Горького в далёком 1981 году, где его определили в секцию Евгения Долматовского.
Магомедшапи всегда ощущал свою причастность к народу, сознал, что хочет о нем писать, петь, говорить. Среди нас, студентов института, у него был самый богатый багаж жизненного опыта, немалое количество публикаций в газетах и журналах. Во время учёбы выпустили его первую книгу в Дагестане. Сколько радостных эмоций и восхищения было тогда в его глазах… «Сын небес» называлась эта книга. Затем одна за другой вышли несколько книг: «Околица любви», «Весть о любви» – эти книги определили его направление мыслей. Я хотел бы особо выделить из «Околицы любви» вот эти строчки:
Поседела ты, моя планета,
Как горянка, потерявшая детей,
Что вовек в шаль чёрную одета,
Избегаешь близких и чужих людей.
Истекаешь кровью ты, планета.
Неужели бесконечна боль твоя?!
Ты, теряя путь, блуждаешь где-то,
И поэтому, как ты, седею я…
Если сравнить поэзию с Землёй, большинство ее исследователей – это первопроходцы, которые составляют карты новых земель. А чтобы весь шар земной увидеть, нужно очень высоко подняться, чтобы наш взор мог его охватить и понять, как же красива наша Земля. А если вернуться от этого образа к поэзии, рассмотреть её как цельное явление и сложнейшую систему, мы понимаем красоту и величие человеческой мысли.
Поэтика Магомедшапи Багамалиева всегда исходила от основополагающих элементов гуманизма: человечности, сострадания, понимания необходимости возрождения.
Жизнь, характеры, поступки не изучишь за поэтическим столом, создавая стихи. И у Багамалиева биография была богатая. После Литературного института он вернулся в родное село и там несколько лет работал преподавателем родного языка и литературы. В начале 90-х перешёл на должность спецкора газеты «Ленинское знамя», переименованную затем в «Замана», где трудился в отделе промышленности и транспорта. Затем стал редактором детского журнала «Соколёнок»» на даргинском языке. Через несколько лет по предложению Расула Гамзатова его избрали секретарём Союза писателей РД и руководителем даргинской секции. Но где бы он ни работал, к обязанностям относился требовательно и добросовестно, ибо уважал труд.
Магомедшапи хорошо знал цену слова, ибо оно более сильно, чем любое мощное оружие. Слово убеждает, успокаивает, вдохновляет, делает человека лучше.
… Когда-то поэзия ушла от направлений, которые присущи были советской и российской литературе, – классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Сегодня она слишком многолика, вместе с тем и не фундаментальна. Чувствуется индивидуализм, но он будто оторван от реальности. А национальным достоянием становятся произведения, что выражают национальную идею, боль и гнев народа, или же те, в которых автор сумел взлететь, как говорится, выше человеческих возможностей. Народ все отдаёт тем творцам, которые знают его душу. И творец всего себя и свои творения отдаёт народу.
Говорят, что настоящая поэтическая и творческая судьба поэта начинается после его ухода. У Магомедшапи она продолжается, ибо народ помнит и любит его поэзию. Он умел видеть невидимое, слышать даже стон умирающих корней, песню рождающейся росы. Это черты большого поэта и тонкого лирика. Его память с нами. Она жива… И будет жить…