Парад премьер,
Как только дагестанским театрам разрешили распахнуть двери для своего зрителя, стало понятно: будет парад премьер. И действительно, что ни день, то показ нового спектакля. Классика, современная драматургия, постановки по мотивам известных произведений… Каждый театр удивляет и радует по-своему.
Белый прямоугольник или произведение искусства?
«Мой друг Серж купил картину, полотно метр шестьдесят на метр двадцать. Картина белая. Но если присмотреться, на белом фоне видны белые поперечные полосы…».
Так начинается пьеса французского драматурга Ясмины Реза «ART». Однако не беспокойтесь. На самом деле это произведение не об искусстве, а о том, как жили в Париже три друга: врач-дерматолог Серж, инженер-авиаконструктор Марк и продавец канцтоваров Иван. Несмотря на разность профессий, они считались лучшими друзьями, ходили в кино, смотрели футбол и посещали выставки. И всё было прекрасно, пока Серж не купил за бешеные деньги абсолютно белую картину с поперечными полосами. Также абсолютно белыми. Его приятель Марк подобную расточительность, вызванную, по его мнению, исключительно данью моде, простить не смог, и понеслась…
Пьеса хорошо известна в Европе и получила много наград, в том числе престижную премию Лоуренса Оливье. Популярна она и в России. В Москве, например, долгое время с успехом шла постановка французского режиссера Патриса Кербрата с Игорем Костолевским, Михаилом Янушкевичем и Михаилом Филипповым в главных ролях.
И вот знаменитая пьеса представлена на дагестанской сцене в Русском театре им. М. Горького в Махачкале. Режиссер-постановщик Дмитрий Павлов погрузил зрителей в интеллектуальный спор трех друзей, в котором на первый взгляд камнем преткновения становится белое полотно новомодного художника, но в итоге становится ясным: глубинная причина разногласия – неразрешенные мелкие конфликты друзей, которые долго копились, но когда-то должны были довести их до точки кипения.
Несмотря на обозначенный жанр комедии и непрерывающийся смех в зрительном зале, речь в постановке идет о достаточно серьезных вещах, с которыми, убеждена, каждый из нас сталкивался хотя бы раз в жизни. Что важнее, собственное «я» или лучший друг, и стоит ли доказывать свою правоту, если в результате ты лишишься доверия близкого человека? Словесные баталии обнажают множество проблем. И дело уже не в картине. Герои просто не слышат друг друга! Наружу выходят затаенные обиды, раздражение, непонимание, неприятие. Многолетняя дружба практически рушится на глазах. Но лишь выговорившись, вывернув можно сказать душу, каждый из них начал по-другому смотреть на ситуацию. Даже белое полотно перестало быть белым, а скрыло в себе лыжника, весело уходящего вдаль.
— Эта история прежде всего о любви. Именно это великое чувство помогает разрешать множество проблем в мире. Вот и здесь благодаря именно любви друзья находят точки соприкосновения, и все новомодные картины уходят на второй план, – говорит исполнитель роли Сержа актер Руслан Мусаев.
– В том, что белое полотно – это ни при каких условиях не произведение искусства, я со своим героем полностью согласен. И, наверное, я бы и в жизни поспорил с другом из-за этого. А тот посыл, что какими бы не были споры, но дружба превыше всего, я считаю в этой постановке самым главным и рад, что именно со спектаклем, в котором звучит эта важная мысль, мы после долгого перерыва вышли к нашему зрителю, – делится актер Артур Джахбаров (Марк).
– Каково играть для зрителя после паузы? Радостно и волнительно одновременно. Для артиста мерилом его работы является реакция зала. Это и своего рода энергетическая подпитка, дающая силы, мотивацию работать, оттачивать свои профессиональные навыки, знания, – отмечает Арсен Хирамагомедов, сыгравший в «ART» Ивана.
Главная миссия – семья
А вот Лакский музыкально-драматический театр к первой встрече с родным зрителем подготовил спектакль по произведению мировой классики – комедию «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Для постановки пьесы театр пригласил молодого, но достаточно опытного режиссера Северо-Осетинского академического театра им. В. Тхапсаева Гиви Валиева.
Талантливый актер и режиссер после окончания ГИТИСа известен своими работами «Названные братья», «Генералы в юбках», «Кровавая свадьба», «Ромео и Джульетта». В марте этого года семь вечеров с аншлагом проходила премьера спектакля «Ричард III». Большой успех спектакль имел на Всесоюзном фестивале «Федерация». Такой яркий бэкграунд и привлек внимание художественного руководителя Лакского театра Бадрижат Магомедгаджиевой к личности режиссера.
– Нам важно, чтобы с нашей сцены звучала классика, но не менее важно, чтобы классика была адаптирована под современный язык театрального искусства, современную образность. Именно поэтому мы находимся в постоянном поиске режиссеров, которые бы могли по-новому, но при этом сохранив важные смысловые посылы авторов, поставить на сцене классические произведения. В этом смысле Гиви для нас, можно без преувеличения сказать, – ценная находка. Неординарность подхода, трудолюбие и правильно поставленная работа с актерами сделали свое дело. Мы сумели представить нашему зрителю знаменитую комедию и донести ключевые мысли, которые заложил Шекспир, – отмечает Бадрижат Набиевна.
Место действия «Укрощения строптивой» – Падуя, город в Италии, чем, по-видимому, и объясняется преувеличенная живость характеров главных литературных персонажей. Катарина, дочь богатого горожанина Баптисты, богата, молода, красива, воспитана как знатная сеньора, за ней дают богатое приданое, однако «девица на выданье» обладает одним изъяном – она сварлива, просто нетерпима, строптива и груба сверх всякой меры, а вдобавок ещё и остра на язык. Младшая дочь, красотка Бьянка, напротив, благовоспитанна и обладает кротким нравом. Один из женихов Бьянки решает привлечь к делу своего знакомого, дворянина из Вероны Петруччио, человека не робкого десятка и с большим опытом в отношениях мужчины и женщины, который строит планы выгодной женитьбы. Но сумеет ли он сладить с Катариной? «Строптивая смирилась. Поздравляю… Но как она сдалась – не понимаю». Завершающая фраза в конце действа говорит сама за себя.
Так в чем же главный посыл? Не всё то золото, что блестит? Нет, не только к этой народной мудрости можно всё свести. Классика тем и прекрасна, что в ней много смыслов и каждая эпоха рассматривает знаменитые произведения с новых точек зрения.
— В наших реалиях «Укрощение строптивой» – это еще и своего рода посыл современной женщине: не забывать, что одна из ее главных миссий – это прежде всего семья. В силу ряда обстоятельств современная женщина порой ставит во главу угла карьеру, успех, деньги. Зачастую это и не ее вина, так складываются обстоятельства. Однако порой важно, взглянув на ситуацию со стороны, понять, что главное, а что приложится, и суметь расставить правильно приоритеты, – говорит Бадрижат Магомедгаджиева.
Стоит отметить, что постановка Лакского театра представлена как на лакском, так и на русском языках. Такой подход выбран театром с целью приобщить как можно больше зрителей к классическим произведениям.
Танец против террора
Порадовал премьерой дагестанцев и Театр оперы и балета. Да не просто премьерой, а двойной. В рамках Комплексной программы противодействия идеологии терроризма в РД творческая команда представила на большой сцене Русского театра вокально-хореографические спектакли «Ангелы во крови» и «Рождение героя». Автор либретто, хореограф и режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Муса Оздоев.
В основу спектакля «Ангелы во крови» легли стихотворения Миясат Муслимовой, посвященные трагическим событиям, произошедшим в Беслане в 2004 г. В постановке использована музыка Сергея Агабабова, Мурада Кажлаева и в завершающей части звучит кантата Ширвани Чалаева «Песни об убиенных детях».
Вокально-хореографическая композиция «Рождение героя» посвящена Герою Российской Федерации Гаджимураду Нурахмаеву. Во время вторжения международных террористов в Дагестан в августе 1999 года Гаджимурад жил в селе Рахата Ботлихского района. В ходе наступления боевиков в село он отказался покинуть его. Войдя к ним в доверие, ночью завладев автоматом одного из боевиков, он уничтожил четверых из них, однако пятый террорист успел застрелить
Гаджимурада в его собственном доме. В постановке использована музыка Сергея Агабабова и Магомеда Гусейнова.