Первая персональная
Выставочной площадкой для его картин были стены собственного дома в Ботлихе. И вдруг ему предложили вывесить работы в почетном зале Выставочного центра для широкого обозрения его творчества в самом большом музее республики – Национальном музее им. А.Тахо-Годи в Махачкале, где обычно выставляются полотна известных художников.
Это был первый совместный проект музея и Республиканского дома народного творчества. Первый и весьма удачный. Потому что, как сказала искусствовед Татьяна Петенина, выставка самодеятельного художника Рашида Саадулаева (на снимке) – это «культурный шок, большое открытие» художника-самородка, чьи работы наполнены искренностью, непосредственностью. Его творчество – это деликатность, чистота, открытость, неиспорченность цивилизацией, — так лаконично обобщила она выставку тридцати работ живописца из высокогорного села.
А начинал Рашид весьма банально: писал афиши, оповещая сельчан, что в клубе покажут новый фильм, оформлял наглядную агитацию в районном центре. Относился к этому ответственно, а дома после работы в своём саду цветными карандашами рисовал цветущие деревья. Чистую душу горца трогали молодые побеги, возвещавшие приход весны, на яблонях, цветенье абрикоса, роскошные цветы шиповника, яркость мякоти арбуза на срезе… Будучи уже зрелым человеком, в 90-е годы прошлого столетия начал пользоваться красками. Душа просила масштабности, талант – кругозора. Рашид стал писать пейзажи, портреты родственников, сельчан, натюрморты.
… Однажды директор Республиканского дома народного творчества Марита Мугадова, которая имеет особое чутье в поисках талантов из народа, увидела полотна Рашида, и ее захлестнула идея показать их искусствоведу, и тот был поражён ясностью мышления автора полотен. И тогда было принято безоговорочное решение показать самородка-художника широкому зрителю в Махачкале.
Действительно, как не восхититься доброй кистью Рашида Баталовича, портретом 80-летней сельчанки – сказительницы Инци-Бабу, с такой доброжелательностью передавшим каждую морщинку на лице простой горянки, познавшей трудности жизненного пути, её пронзительный взгляд, манящий в предания и сказки. Сколько тепла исходит от его сельчанина, задумчиво сидящего у своего дома. Эта живописная работа так много рассказывает о прошлой жизни горца, о теперешних заботах, тревожащих его… А вот сельские будни трех пожилых женщин, и только автор знает, что это его родственницы: одной уже за 100 лет, другой – 80, да и третья – давно бабушка. Чисто прибранный двор, лущеная кукуруза, рядом куры. И за работой три добрые женщины, давно усвоившие жизненные постулаты, что труд рождает уважение окружающих, а добро – их любовь.
Рашид Баталович в живописи идет своим путем и не стремится быть похожим на других художников. Если у А. Саврасова есть картина «Грачи прилетели», то ботлихский горец пишет «Грачи улетели» с описанием зимней природы, когда кругом белым-бело, нетронутый снег, печальные заснеженные деревья, задремавший лес. Но зритель верит: эта дрёма пройдет, зажурчат ручьи, прилетят грачи, и все оживится зеленым цветом.
Если другие художники в основном пишут портрет имама Шамиля по грудь, то он задумал свою, не похожую ни на какую другую композицию: Шамиль в черкеске во весь рост на фоне лесистых могучих гор. Это двухметровое полотно как-то по-особому раскрывает характер знаменитого земляка.
У Рашида Саадулаева немало фантазийных картин. Придуманные пейзажи с токующими глухарями, водопадами, мостами, арками. Как-то по-своему он ощущает «Вечерний Ботлих», «Ботлих после грозовых дождей», «Взгляд из прошлого» и передает волшебную красоту красками.
Выставка в Национальном музее Дагестана самородка в области изобразительного искусства Рашида Саадулаева – первый персональный вернисаж, серьезный этап в его творческой жизни, и хочется верить, что он будет живописать еще и еще, говорила Татьяна Петенина. А Марита Мугадова в этот памятный для художника день вручила ему диплом Министерства культуры РД и добавила: «Рашид Саадулаев выставкой «В горах мое сердце» показал, какие мы настоящие горцы: яркие, красивые, доброжелательные. Он призывает нас быть ближе друг к другу, дает понять, что мы – дагестанцы, мы – россияне, хотим жить в мире и дружбе».