X
08:25 19.09.2023

Первый и старейший

Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана дают регионам страны хорошую возможность обмениваться своими культурными кодами: театральные постановки, привезенные из разных регионов России, всегда вызывают интерес у публики.

Вот и этим летом значимым событием стал обмен спектаклями в рамках «Больших гастролей» между Русским драматическим театром им. М. Горького из Махачкалы и Российским государственным академическим театром им. Ф. Волкова из Ярославля.

Наш театр представил на ярославской сцене спектакль по произведениям Расула Гамзатова «Неоконченный концерт» в постановке Скандарбека Тулпарова и спектакль «Арт» режиссера Дмитрия Павлова. Теплый зрительский прием, хорошая критика позволяют сказать, что гастроли прошли с большим успехом.

Театр Волкова привез в Махачкалу два спектакля: комедию «Предстоящее событие» и спектакль-концерт «От Некрасова до Некрасова», посвящённый 200-летию со дня рождения поэта.

Гастроли ярославского коллектива открыли директор Русского драматического театра им. М. Горького Тимур Магомедов, статс-секретарь – заместитель министра культуры республики Мурад Гаджиев и художественный руководитель Академического театра им. Волкова народный артист России Валерий Кириллов.

«Искусство театра не имеет границ, наоборот, оно призвано их стирать», – обратился к зрителям В. Кириллов. Он провел параллель между двумя великими поэтами Расулом Гамзатовым и Николаем Некрасовым, чьи слова, не знающие границ и временных рамок, пробуждают в людях лучшие чувства, поднимают в народе дух.

Тимур Магомедов подчеркнул важность проекта «Большие гастроли», который не только открывает новые возможности роста для профессиональных театральных коллективов, но и способствует более глубокому пониманию театра зрителями.

Мурад Гаджиев выразил уверенность, что дружба и сотрудничество между двумя театрами будут только крепнуть, и передал гостям благодарность от министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой.

После официального открытия гастрольного тура зрителей, собравшихся в Кумыкском театре, ждало представление, не оставившее равнодушным никого в зале.

«От Некрасова до Некрасова» в постановке Кириллова – это история жизни и творчества поэта, рассказанная его стихами, песнями на его стихи, пластическим рисунком спектакля. Работа композитора Игоря Есиповича, написавшего оригинальную музыку в стиле русского фолк-рока к постановке, хореографа Елены Соболевой-Пугачёвой, поставившей танцы и массовые сцены в спектакле, придают всему действу неповторимый, стилистически выверенный колорит, соответствующий времени и эпохе Некрасова и в то же время созвучный современности.

Интересна драматургия спектакля. Перед зрителем проходят сразу несколько персонажей – Некрасов Неизвестный, Некрасов Детский, Некрасов Влюбленный, Некрасов Революционный, Некрасов Уходящий. Привычный, сложившийся для большинства из нас в школьные годы образ поэта разрушается, и перед нами предстает настоящий, живой человек: поэт, журналист и издатель, картежник и любитель женщин, помещик и охотник.

Контрастные по своему эмоциональному звучанию сцены сменяют друг друга, заставляя публику в зале всё время быть на подъеме, и это делает спектакль очень живым, динамичным, ярким и в то же время лиричным и глубоким.

«Мы пытаемся соблюдать баланс между классикой и той культурой, которую каждый театр внутри себя определяет как свое основное содержание. Но в то же время стремимся не упасть в некую «музейность» языка, формы. Сейчас всё переводится в другую подачу, в новый, современный театральный язык, способный привлечь людей самых разных поколений», – сказал Валерий Кириллов на пресс-конференции, состоявшейся на следующий день после спектакля.

Он отметил чрезвычайную важность культурного обмена между театральными коллективами страны. Любые гастроли для театра – это экзамен на собранность, мобильность перед новым зрителем, что пришел на него впервые. И ему нужно доказать свою состоятельность в поиске собственного ключа, которым театр открывает классику и современных авторов. Он не должен застаиваться и вариться в собственном соку. Его задача – быть в культурном мировом контексте.

Приехать в Ярославль на гастроли – особая история. Все-таки играть на сцене старейшего театра страны – это как прикоснуться к истокам. Основатель театра Федор Волков первым в России смог сделать из модных в то время отдельных небольших сценических представлений профессиональное зрелище. Создав постоянную труппу, репертуар, построив помещение на 1000 человек, он сделал театр рентабельным. И вот Первый русский открыл в этом году свой 274-й сезон. Подумать только, Америка на 16 лет его моложе!

Так что хорошо понятна глубина осознания своей ответственности перед зрителем профессиональных коллективов, которые привозят свои спектакли в колыбель русского театра.

Валерий Кириллов поделился ближайшими планами. Предстоящий сезон – свое­образный «сезон мечты», как поэтично выразился художественный руководитель театра. Это будет сезон большой литературы. Зрителей ждет спектакль по «Снегурочке» Островского с несколькими сценами на батутах, любовными сценами на полотнах, исполняемыми артистами без дублеров. Акробатическими номерами с артистами занимается тренер, несколько лет проработавший в цирке дю Солей. Такой вот «Аватар», но по мотивам Островского, бережно сохранивший голос самого автора.

Ставится междисциплинарный спектакль «Маскарад» по Лермонтову, в котором задействован оркестр Ярославской филармонии. К Международному дню театра готовится международный проект: итальянский режиссер Паоло Ланди вместе со своими помощниками поставит спектакль в жанре комедии дель арте.

Еще один смешанный проект – соединение выставки картин Айвазовского с поэзией Пушкина и музыкой современного композитора Мартынова.

Спектакль по Чехову «Дама с собачкой» будет сопровождаться композициями Ромы Зверя, у которого написан целый блок песен на тему чеховских героев.

Очень важно заметить, что все приемы современного театрального языка – это только средства к достижению цели режиссера-постановщика. Валерий Кириллов уверен:

«Любой спецэффект хорош к месту и должен служить проявлению сущности персонажей и мысли автора. Нужен образ, «попытка оторваться от земли, докричаться до солнца, чтобы оно согрело землю». Если этот образ зрители не считывают, то значит это всего лишь придумка, просто трюк ради трюка. Не театральный язык. Настоящий театр у тебя на глазах превращает ткань в море».

Второй гастрольный спектакль Первого русского «Предстоящее событие» поставлен режиссером Пускепалисом по пьесе Игоря Глинкова в жанре комедии, рассказывающий о важном. В интервью «Российской газете» сам Сергей Пускепалис так определил свою работу: «Тема серьезная, но решена в легкой комедийной форме. Ревизия сегодняшнего дня, наших моральных устоев, принципов. И мы решили сыграть спектакль».

И хотя тема не нова – ангел и демон, уживающиеся в одном человеке, но всегда актуальна. Кто побеждает – светлые или темные силы, всё ли так однозначно и как ответить на один из главных вопросов, стоящих перед человеком: что есть добро, а что зло? Об этом спектакль, тепло принятый махачкалинской публикой.

Как сказал Кириллов, театр – то место, «где должны соединяться самые важные, светлые мысли – мысли про жизнь. В театре должно царить духоподъемное настроение, потому что мы говорим о человеке, про человека и во имя человека».

Ярославль – город фестивалей. Здешний зритель привык принимать приезжие коллективы, любит многоцветье культур и с удовольствием знакомится с творческими решениями гостей.

Дешевые антрепризы в Ярославле не проходят. Серьезное отношение к театру, к гастролям – то, что ценит и любит местная публика. Поэтому, уже познакомившись с Русским театром им. Горького, старейший театральный город с удовольствием ждет у себя на Волковском фестивале дагестанские постановки.

Что ж, мы готовы.

Похожие

Наша память, наш долг

9
В России широко отметили 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне – по всей стране...

Экскурсия по театральному закулисью

21
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Республика мечты

105
За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и...

Всё только начинается!

147
Казалось, совсем недавно Русский театр им. Горького триумфально завершил очередной...

Остановка – Дагестан

272
Новогодние истории Русского театра нередко придумывает заслуженный деятель искусств...

Правда жизни от классика

52
Как взрослеющей личности познавать себя и людей? Как научиться жить в обществе, чтобы не...

Статьи из «Театры»

Спектакль о самом главном

10
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

146
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

12
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

12
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

34
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

24
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...

Семейная сцена Тимохиных

151
Даже если бы он не был актёром театра, он артист. А еще певец, танцор, шутник и балагур,...