X
08:06 17.06.2020

Первый мастер пластической формы

Памятники Сулейману Стальскому, Гамзату Цадаса, Махачу Дахадаеву… Эти и другие скульптурные работы знакомы многим дагестанцам. Большинство из них установлены в столице нашей республики и нередко, прогуливаясь по городу или направляясь по своим делам, мы останавливаем свой взгляд на этих монументах. Однако мало кто знает автора этих скульптур. А это не кто иной, как первый профессиональный скульптор Дагестана, один из основоположников профессионального изобразительного искусства республики Х. Аскар-Сарыджа (на снимке). В честь 120-летия со дня рождения известного мастера расскажем о нем и его творчестве.

Хасбулат  Аскаров, родившийся в 1900 году, принадлежал к старинной династии Аскаровых. С детства Хасбулат, как и все его братья и сестры, по наставлению родителей, всячески способствовавших интеллектуальному и творческому развитию своих детей, хорошо учился, занимался музицированием, рисовал. Как результат, уже на этапе совершеннолетия он хорошо играл на фортепиано, в последующем выступал с концертами в Темир-Хан-Шуре, одновременно пробовал писать музыку, заниматься аранжировками народных песен. Это увлечение поддерживал его товарищ Готфрид  Алиевич Гасанов – будущий основатель  Союза композиторов Дагестана, талантливый музыкант и композитор. С Хасбулатом они были одногодками и людьми, близкими по духу.  В 1918 г. он пишет вальс «Каспийские волны», а через три года в составе первой художественной экспедиции под  руководством  двадцатилетнего Муэтдина  Араби  Джемала (будущего основателя Союза художников Дагестана) занимается изучением музыкального фольклора по аулам  Дагестана.

– В этом  интересном путешествии, — писал впоследствии Х. Аскар-Сарыджа, — художники написали немало портретов горцев, горянок, красных партизан. Были сделаны многочисленные зарисовки аулов, старинных  домов, сторожевых башен, домашней утвари и орнаментов. Мы изучали музыкальный фольклор, этнографию, историю нашего народа, знакомились с многочисленными памятниками прошлого, с жизнью и  бытом горцев, с их поэзией, искусством ашугов  и кумузистов.

В этой экспедиции Аскар-Сарыджа принимает участие как музыкант и вместе с Готфридом Гасановым он записывает около ста народных песен и мотивов. Экспедиция была организована в непростое для Дагестана время, когда на смену многовековым горским устоям приходили новые формы и идеи бытия. Молодые представители горской интеллигенции –  М.Джемал, Г.Гасанов, и Х. Аскар-Сарыджа – были полны созидательных, творческих планов. Они понимали, что распространение образования и просвещения возможно  только через сохранение правил национальной культуры и самобытности.  В своих воспоминаниях Аскар-Сарыджа  напишет: «Путешествуя по горам, мы стали свидетелями столкновения старых представлений об изобразительном искусстве с тем новым, что внесла в него жизнь».

Речь идет о вековом запрете  образного выражения человека средствами живописи и скульптуры.  Воспитанные на религиозных суннитских догмах, народы Дагестана при всей любви и страстной приверженности к предметам искусства и художественным промыслам боялись перешагнуть границу запрета. Не всякий тогда  отважился бы стать портретным живописцем или скульптором.

В этом же 1921 году Аскар-Сарыджа поступает в Московскую  консерваторию по классу известного композитора М. Ипполитова-Иванова, и, казалось, путь его уже был предопределен. Помимо учебных занятий, юноша занимался аранжировками народных мотивов, собранных в экспедиции по горам Дагестана. Но в один прекрасный день все было пересмотрено и переиграно.

Летом следующего 1922 года  Аскар-Сарыджа приезжает на каникулы в Дагестан, где ему вместе с  художником  М. Джемалом предоставляется  от правительства республики возможность совершить  поездку в Баку и Тифлис для знакомства с их культурой. В Баку  они знакомятся с выдающимся  композитором  Узеиром Гаджибековым и художником  Азимом Азимзаде.  В Тифлисе  их ожидал давний  друг, русский художник  Евгений Лансере, дружба с которым началась еще в  Темир-Хан-Шуре, где Лансере жил и преподавал в гимназии для одаренной молодежи рисовальные курсы.  А  Джемал и Аскар-Сарыджа были его учениками.

В Тифлисе  Лансере знакомит молодых  людей с грузинским скульптором  Яковом Николадзе – учеником знаменитого Родена. Посещение мастерской и знакомство с его работами для Хасбулата становится  явлением судьбоносным.  Он обнаруживает в себе непреодолимую тягу к изобразительной  пластической форме и позже напишет: «Мое знакомство со скульптором Яковом Николадзе решило мою судьбу, я стал скульптором».

В 1923 г. Х. Аскар-Сарыджа поступает в Ленинградский высший художественно-технический институт.  Его педагогом был  А.Т.Матвеев – один из крупнейших  мастеров  скульптуры XX в.  По окончании  вуза Аскар-Сарыджа   был командирован  в  Италию на стажировку.  Вернувшись на родину (1928), он активно включается в художественную жизнь республики. Много работает, выставляется, занимается общественной деятельностью.

Народный художник Дагестана, заслуженный деятель Казахстана, он создал многочисленные памятники, декоративные скульптуры, которые были установлены во многих городах бывшего СССР. Немало произведений мастера, как было уже отмечено, и у нас в республике.

«Сегодня, обращаясь к обширному творческому наследию Аскара-Сарыджа, мы видим, как много  для него значили малая родина,  величественная, удивительная по красоте ее природа, многонациональный дагестанский  народ с богатством его  многовековой   культуры, в которой он черпал для себя вдохновение.

Им созданы множество произведений как в малой, станковой, скульптуре, так и монументов и памятников, которые по сей день являются образцами для подрастающего поколения художников-скульпторов Дагестана», – отмечает искусствовед Джамиля Дагирова.

Вот такой удивительный человек жил и творил в нашей республике и по сей день его творческое наследие – часть культуры, часть эстетического облика нашей республики. Теперь, проходя мимо памятников Гамзату Цадасе или Сулейману Стальскому, вы, дорогие читатели, знаете, чьи руки так точно передали в бронзе и на камне знаменитые черты.

Статьи из «Культура»

Срез времени

47
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

192
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

245
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

22
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...