Купить PDF-версию
03:11 | 18 октября, Сб
X
09:12 16.10.2019

Под маской комедии

Выпуск - 2019 №266

Знаете ли вы, что Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками? Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Может, поэтому знаменитая пьеса Островского «Банкрот» (изначальное название комедии – «Свои люди – сочтёмся»), основанная на реальных событиях и опыте работы автора, долгое время была запрещена к постановке на сцене. Более того, за написание этого произведения драматург был взят под негласный надзор полиции. На дворе XXI век, и произведение Островского, обретшее новое значение, продолжает оставаться актуальным и обнажает пороки, пришедшие из прошлого.

На днях на сцене Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая была представлена премьера спектакля «Банкрот», режиссером-постановщиком её стал худрук театра, заслуженный деятель искусств РД и РФ Мустафа Ибрагимов.

Режиссер поясняет, что пьесу Островского из-за сосредоточенности сюжета на нравственной проблематике отнесли в свое время к разряду русских трагедий. «Банкрот» попал в один список с такими блистательными комедиями классиков русской литературы, как «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Первые зрители даже называли пьесу купеческими «Мертвыми душами».

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? В образах главных героев получила воплощение проблема отцов и детей, двуличия, лицемерия и человеческой подлости. В центре сюжета прослеживается явный конфликт поколений и противоположностей: 18-летней Олимпиады Самсоновны – Липочки (артистка театра Хузаймат Ибрагимова) и ее родителей. В их семейно-бытовых конфликтах, показанных на сцене, проявляются яркие черты характера героев.

Отец девушки Самсон Силыч Большов (заслуженный артист РД Мухтар Нухов) характеризуется как личность деспотичная. Все домашние трепещут перед ним. Неудивительно, что в семье купца царили жестокие нравы. В отношениях, основанных на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку. И все последующие неприятные события в жизни главы семьи не случайны, ведь, как известно, «рыба гниет с головы».

Разительно отличаются взгляды Липочки и ее матери Аграфены Кондратьевны (артистка Загидат Мусаева) на устройство мира, религиозные убеждения, социальную светскую жизнь. Небольшие стычки Липочки с матерью, визиты свахи Устиньи Наумовны (заслуженная артистка РД Саният Каримова), встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы, происходящие во всем русском обществе.

Саму Липу режиссер видит как весьма эгоистичную и крайне капризную натуру. Она сокрушается, что все подруги мужьями обзавелись давно, а она словно сирота неприкаянная! Липочка хочет жениха «из благородных», отец – богатого, мать – купца.

Сюжет спектакля пропитан обманом, лежащим в основе хитроумного, но, как оказалось позже, опрометчивого плана купца. Всё своё приличное состояние самопровозглашенный банкрот Большов, чтобы избежать долгов, решил перевести на имя старшего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов), безответно влюбленного в единственную дочь купца – избалованную Олимпиаду Самсоновну.

Развязка событий стала для Большова фатальной: пронырливый приказчик стал мужем Липочки и по сути обокрал своего тестя. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» – Подхалюзин и родная дочь Липочка – не дают ему ни копейки.

Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. Отцы живут по законам обмана, а дети, взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

Статьи из «Театры»

Светлый мир добра

4
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...

Сказка, ожившая на сцене

14
Дагестанские кукольники подарили маленьким зрителям и их родителям особенную премьеру –...

Актер должен быть «всеядным»

8
«Он актер от бога» – так отзываются о нем коллеги. И зрители ему верят: какую бы роль он ни...

Культурный обмен продолжится

12
С 2014 года Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры...

Диалог народов и культур

16
Воссоздание единого культурного пространства страны с целью познакомить жителей самых...

Армянская классика на дагестанской сцене

65
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...

Вырастить думающую личность

6
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Новые векторы творческого развития

17
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Новый взгляд на классику

22
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

Детские «почему» и сказочные истории

13
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

85
Как спортсменам необходимы регулярные...