X
09:12 16.10.2019

Под маской комедии

Маргарита Арсланбекова, специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая
Выпуск - 2019 №266
25

Знаете ли вы, что Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками? Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Может, поэтому знаменитая пьеса Островского «Банкрот» (изначальное название комедии – «Свои люди – сочтёмся»), основанная на реальных событиях и опыте работы автора, долгое время была запрещена к постановке на сцене. Более того, за написание этого произведения драматург был взят под негласный надзор полиции. На дворе XXI век, и произведение Островского, обретшее новое значение, продолжает оставаться актуальным и обнажает пороки, пришедшие из прошлого.

На днях на сцене Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая была представлена премьера спектакля «Банкрот», режиссером-постановщиком её стал худрук театра, заслуженный деятель искусств РД и РФ Мустафа Ибрагимов.

Режиссер поясняет, что пьесу Островского из-за сосредоточенности сюжета на нравственной проблематике отнесли в свое время к разряду русских трагедий. «Банкрот» попал в один список с такими блистательными комедиями классиков русской литературы, как «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Первые зрители даже называли пьесу купеческими «Мертвыми душами».

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? В образах главных героев получила воплощение проблема отцов и детей, двуличия, лицемерия и человеческой подлости. В центре сюжета прослеживается явный конфликт поколений и противоположностей: 18-летней Олимпиады Самсоновны – Липочки (артистка театра Хузаймат Ибрагимова) и ее родителей. В их семейно-бытовых конфликтах, показанных на сцене, проявляются яркие черты характера героев.

Отец девушки Самсон Силыч Большов (заслуженный артист РД Мухтар Нухов) характеризуется как личность деспотичная. Все домашние трепещут перед ним. Неудивительно, что в семье купца царили жестокие нравы. В отношениях, основанных на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку. И все последующие неприятные события в жизни главы семьи не случайны, ведь, как известно, «рыба гниет с головы».

Разительно отличаются взгляды Липочки и ее матери Аграфены Кондратьевны (артистка Загидат Мусаева) на устройство мира, религиозные убеждения, социальную светскую жизнь. Небольшие стычки Липочки с матерью, визиты свахи Устиньи Наумовны (заслуженная артистка РД Саният Каримова), встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы, происходящие во всем русском обществе.

Саму Липу режиссер видит как весьма эгоистичную и крайне капризную натуру. Она сокрушается, что все подруги мужьями обзавелись давно, а она словно сирота неприкаянная! Липочка хочет жениха «из благородных», отец – богатого, мать – купца.

Сюжет спектакля пропитан обманом, лежащим в основе хитроумного, но, как оказалось позже, опрометчивого плана купца. Всё своё приличное состояние самопровозглашенный банкрот Большов, чтобы избежать долгов, решил перевести на имя старшего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов), безответно влюбленного в единственную дочь купца – избалованную Олимпиаду Самсоновну.

Развязка событий стала для Большова фатальной: пронырливый приказчик стал мужем Липочки и по сути обокрал своего тестя. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» – Подхалюзин и родная дочь Липочка – не дают ему ни копейки.

Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. Отцы живут по законам обмана, а дети, взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

105
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

94
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...