X
09:09 03.09.2019

Подкова счастья Файзуллы Мусаева

Индира Гаджиева
Выпуск - 2019 №235
35

Свой первый музыкальный инструмент Файзулла (на снимке) смастерил в 12 лет. Гриф выпилил лобзиком на уроке труда из фанеры, а корпус сделал из консервной банки. Инструмент вышел несуразным. «Но главное – звучит!» – оценили его работу учителя (больше, наверное, за идею, выдумку и смелое нестандартное решение).

С 10 лет Файзулла учился играть на домбре у Алибия Романова, известного в республике народного акына-сказителя. Мальчонка овладел инструментом достаточно быстро и успешно. После нескольких месяцев учебы одержал победу на музыкальных конкурсах в Махачкале, Кизляре, на Международном фестивале в Элисте. Такой триумф не мог пройти незамеченным в творческой среде. Им заинтересовался известный композитор, певец, заслуженный артист РД Яхья Кудайбердиев и предложил свою помощь. Обучил нотной грамоте, нескольким произведениям и посоветовал продолжить учебу. В 1993 году Файзулла Мусаев поступил в Астраханское училище искусств.

«С заветным дипломом на руках я устроился на работу в ансамбль «Саз». В моей жизни появились гастроли, новые города, новые впечатления. Большую часть времени занимало «общение» с музыкальным инструментом. И я не смог отказать себе в желании заглянуть ему в «душу». Разобрал, посмотрел, что и как устроено, а потом попробовал собрать», — рассказывает мастер о своем творческом начале.

Сегодня Файзулла изготавливает не только домбру, но и другие народные инструменты из различных пород дерева: агач-кумуз, камышовую свирель. Иногда комбинирует, в дело идут бук, орех, клен. Спецзаказы бывают и на палисандр. Этот материал входит в число самых редких и дорогих в мире. Мастер заказывает древесину в Индонезии, Южной Америке, на Ближнем Востоке.

Слава о нем, как о хорошем специалисте по ногайским музыкальным инструментам, быстро разлетелась по округе. Файзуллу Мусаева пригласили послужить на благо своего района и народного ногайского творчества в село Терекли-Мектеб: в школу искусств, оркестр, ансамбль «Айланай». Выбирать было непросто. Да и как, когда все свое, родное. Научился совмещать. Появились новые планы, идеи.

Несколько лет назад переехал в Махачкалу, открыл кружок обучения игре на национальных инструментах в ДГПУ, в ДШИ №5. «На домбре можно исполнить любую песню, воссоздать забытые мелодии, которые живут в памяти старожилов, собирателей фольклора. Мой дедушка тоже играл на домбре, у отца были хороший слух и голос, он любил грузинские песни. Поэтому о моем сыне Башире можно сказать, что он музыкант в четвертом поколении, имеет золотую медаль VI Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Подкова счастья». Мне очень хотелось, чтобы эта подкова нашей музыкальной династии передавалась из поколения в поколение. Зов крови, степи, как угодно… Это гены, и они берут свое, определяют творческие задатки, возможности. Кем будет сын — время покажет, но сейчас успех его очевиден, и меня это радует», — рассказывает Ф. Мусаев.

В 2005 году вышло в свет пособие умельца «Самоучитель игры на национальных инструментах» — результат пятилетнего труда. Произведения собственного сочинения и народные мелодии «Золотой меч», «Свадебный наигрыш» и другие переложил на ноты. Из пособия можно узнать, чем домбра отличается от саза, кто такие «кюйши» и «сазши» и почему считается, что популярная балалайка произошла от домбры.

Файзулла Мусаев кропотливо исследует, классифицирует, унифицирует народные инструменты. Все ногайские инструменты, а их 27, он разделил по группам: духовые, самозвучащие, ударные. И о каждой рассказывает в своей новой книге, над которой сейчас работает.

По мнению музыканта, если научиться играть на домбре, можно осилить любой инструмент. «Домбра имеет длинный гриф. Чем короче инструмент и больше струн, тем он легче для овладения. Струны раньше делали из конских волос, кишок, и они были тонкими. На одну верхнюю струну уходило 68 волос, на нижнюю — 72. Моя мечта — сделать домбру с двойным грифом для воплощения разных музыкальных идей и вариаций», — говорит он.

Файзулла убежден, что музыка развивает в детях чувство прекрасного, а потому своему двухлетнему сыну смастерил маленькую домбру. Ребенок очень радуется, когда семья собирается вместе и все играют на разных инструментах.

Был период, когда Файзулла Мусаев решил поменять сферу деятельности и податься на поиски чего-то нового. Работал фотографом, видеографом. Через четыре года понял, что без музыки не может, вернулся в родную Махачкалу и отправился с концертами в Казахстан, Турцию, Венгрию, Крым знакомить людей с искусством игры на ногайских музыкальных инструментах.

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

226
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...