Подкова счастья Файзуллы Мусаева

Свой первый музыкальный инструмент Файзулла (на снимке) смастерил в 12 лет. Гриф выпилил лобзиком на уроке труда из фанеры, а корпус сделал из консервной банки. Инструмент вышел несуразным. «Но главное – звучит!» – оценили его работу учителя (больше, наверное, за идею, выдумку и смелое нестандартное решение).
С 10 лет Файзулла учился играть на домбре у Алибия Романова, известного в республике народного акына-сказителя. Мальчонка овладел инструментом достаточно быстро и успешно. После нескольких месяцев учебы одержал победу на музыкальных конкурсах в Махачкале, Кизляре, на Международном фестивале в Элисте. Такой триумф не мог пройти незамеченным в творческой среде. Им заинтересовался известный композитор, певец, заслуженный артист РД Яхья Кудайбердиев и предложил свою помощь. Обучил нотной грамоте, нескольким произведениям и посоветовал продолжить учебу. В 1993 году Файзулла Мусаев поступил в Астраханское училище искусств.
«С заветным дипломом на руках я устроился на работу в ансамбль «Саз». В моей жизни появились гастроли, новые города, новые впечатления. Большую часть времени занимало «общение» с музыкальным инструментом. И я не смог отказать себе в желании заглянуть ему в «душу». Разобрал, посмотрел, что и как устроено, а потом попробовал собрать», — рассказывает мастер о своем творческом начале.
Сегодня Файзулла изготавливает не только домбру, но и другие народные инструменты из различных пород дерева: агач-кумуз, камышовую свирель. Иногда комбинирует, в дело идут бук, орех, клен. Спецзаказы бывают и на палисандр. Этот материал входит в число самых редких и дорогих в мире. Мастер заказывает древесину в Индонезии, Южной Америке, на Ближнем Востоке.
Слава о нем, как о хорошем специалисте по ногайским музыкальным инструментам, быстро разлетелась по округе. Файзуллу Мусаева пригласили послужить на благо своего района и народного ногайского творчества в село Терекли-Мектеб: в школу искусств, оркестр, ансамбль «Айланай». Выбирать было непросто. Да и как, когда все свое, родное. Научился совмещать. Появились новые планы, идеи.
Несколько лет назад переехал в Махачкалу, открыл кружок обучения игре на национальных инструментах в ДГПУ, в ДШИ №5. «На домбре можно исполнить любую песню, воссоздать забытые мелодии, которые живут в памяти старожилов, собирателей фольклора. Мой дедушка тоже играл на домбре, у отца были хороший слух и голос, он любил грузинские песни. Поэтому о моем сыне Башире можно сказать, что он музыкант в четвертом поколении, имеет золотую медаль VI Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Подкова счастья». Мне очень хотелось, чтобы эта подкова нашей музыкальной династии передавалась из поколения в поколение. Зов крови, степи, как угодно… Это гены, и они берут свое, определяют творческие задатки, возможности. Кем будет сын — время покажет, но сейчас успех его очевиден, и меня это радует», — рассказывает Ф. Мусаев.
В 2005 году вышло в свет пособие умельца «Самоучитель игры на национальных инструментах» — результат пятилетнего труда. Произведения собственного сочинения и народные мелодии «Золотой меч», «Свадебный наигрыш» и другие переложил на ноты. Из пособия можно узнать, чем домбра отличается от саза, кто такие «кюйши» и «сазши» и почему считается, что популярная балалайка произошла от домбры.
Файзулла Мусаев кропотливо исследует, классифицирует, унифицирует народные инструменты. Все ногайские инструменты, а их 27, он разделил по группам: духовые, самозвучащие, ударные. И о каждой рассказывает в своей новой книге, над которой сейчас работает.
По мнению музыканта, если научиться играть на домбре, можно осилить любой инструмент. «Домбра имеет длинный гриф. Чем короче инструмент и больше струн, тем он легче для овладения. Струны раньше делали из конских волос, кишок, и они были тонкими. На одну верхнюю струну уходило 68 волос, на нижнюю — 72. Моя мечта — сделать домбру с двойным грифом для воплощения разных музыкальных идей и вариаций», — говорит он.
Файзулла убежден, что музыка развивает в детях чувство прекрасного, а потому своему двухлетнему сыну смастерил маленькую домбру. Ребенок очень радуется, когда семья собирается вместе и все играют на разных инструментах.
Был период, когда Файзулла Мусаев решил поменять сферу деятельности и податься на поиски чего-то нового. Работал фотографом, видеографом. Через четыре года понял, что без музыки не может, вернулся в родную Махачкалу и отправился с концертами в Казахстан, Турцию, Венгрию, Крым знакомить людей с искусством игры на ногайских музыкальных инструментах.
Статьи из «Культура»
Очередная премьера

Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц
