Подкова счастья Файзуллы Мусаева
Свой первый музыкальный инструмент Файзулла (на снимке) смастерил в 12 лет. Гриф выпилил лобзиком на уроке труда из фанеры, а корпус сделал из консервной банки. Инструмент вышел несуразным. «Но главное – звучит!» – оценили его работу учителя (больше, наверное, за идею, выдумку и смелое нестандартное решение).
С 10 лет Файзулла учился играть на домбре у Алибия Романова, известного в республике народного акына-сказителя. Мальчонка овладел инструментом достаточно быстро и успешно. После нескольких месяцев учебы одержал победу на музыкальных конкурсах в Махачкале, Кизляре, на Международном фестивале в Элисте. Такой триумф не мог пройти незамеченным в творческой среде. Им заинтересовался известный композитор, певец, заслуженный артист РД Яхья Кудайбердиев и предложил свою помощь. Обучил нотной грамоте, нескольким произведениям и посоветовал продолжить учебу. В 1993 году Файзулла Мусаев поступил в Астраханское училище искусств.
«С заветным дипломом на руках я устроился на работу в ансамбль «Саз». В моей жизни появились гастроли, новые города, новые впечатления. Большую часть времени занимало «общение» с музыкальным инструментом. И я не смог отказать себе в желании заглянуть ему в «душу». Разобрал, посмотрел, что и как устроено, а потом попробовал собрать», — рассказывает мастер о своем творческом начале.
Сегодня Файзулла изготавливает не только домбру, но и другие народные инструменты из различных пород дерева: агач-кумуз, камышовую свирель. Иногда комбинирует, в дело идут бук, орех, клен. Спецзаказы бывают и на палисандр. Этот материал входит в число самых редких и дорогих в мире. Мастер заказывает древесину в Индонезии, Южной Америке, на Ближнем Востоке.
Слава о нем, как о хорошем специалисте по ногайским музыкальным инструментам, быстро разлетелась по округе. Файзуллу Мусаева пригласили послужить на благо своего района и народного ногайского творчества в село Терекли-Мектеб: в школу искусств, оркестр, ансамбль «Айланай». Выбирать было непросто. Да и как, когда все свое, родное. Научился совмещать. Появились новые планы, идеи.
Несколько лет назад переехал в Махачкалу, открыл кружок обучения игре на национальных инструментах в ДГПУ, в ДШИ №5. «На домбре можно исполнить любую песню, воссоздать забытые мелодии, которые живут в памяти старожилов, собирателей фольклора. Мой дедушка тоже играл на домбре, у отца были хороший слух и голос, он любил грузинские песни. Поэтому о моем сыне Башире можно сказать, что он музыкант в четвертом поколении, имеет золотую медаль VI Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Подкова счастья». Мне очень хотелось, чтобы эта подкова нашей музыкальной династии передавалась из поколения в поколение. Зов крови, степи, как угодно… Это гены, и они берут свое, определяют творческие задатки, возможности. Кем будет сын — время покажет, но сейчас успех его очевиден, и меня это радует», — рассказывает Ф. Мусаев.
В 2005 году вышло в свет пособие умельца «Самоучитель игры на национальных инструментах» — результат пятилетнего труда. Произведения собственного сочинения и народные мелодии «Золотой меч», «Свадебный наигрыш» и другие переложил на ноты. Из пособия можно узнать, чем домбра отличается от саза, кто такие «кюйши» и «сазши» и почему считается, что популярная балалайка произошла от домбры.
Файзулла Мусаев кропотливо исследует, классифицирует, унифицирует народные инструменты. Все ногайские инструменты, а их 27, он разделил по группам: духовые, самозвучащие, ударные. И о каждой рассказывает в своей новой книге, над которой сейчас работает.
По мнению музыканта, если научиться играть на домбре, можно осилить любой инструмент. «Домбра имеет длинный гриф. Чем короче инструмент и больше струн, тем он легче для овладения. Струны раньше делали из конских волос, кишок, и они были тонкими. На одну верхнюю струну уходило 68 волос, на нижнюю — 72. Моя мечта — сделать домбру с двойным грифом для воплощения разных музыкальных идей и вариаций», — говорит он.
Файзулла убежден, что музыка развивает в детях чувство прекрасного, а потому своему двухлетнему сыну смастерил маленькую домбру. Ребенок очень радуется, когда семья собирается вместе и все играют на разных инструментах.
Был период, когда Файзулла Мусаев решил поменять сферу деятельности и податься на поиски чего-то нового. Работал фотографом, видеографом. Через четыре года понял, что без музыки не может, вернулся в родную Махачкалу и отправился с концертами в Казахстан, Турцию, Венгрию, Крым знакомить людей с искусством игры на ногайских музыкальных инструментах.