Поёт чунгур Мусы Мусаева

В селении Кища Дахадаевского района каждый житель знает дорогу к дому мастера-чунгурщика Мусы Мусаева (на снимке).
Его прадед был лучшим мастером по дереву, дед и отец — виртуозными музыкантами. Муса Магомедович решил продолжить семейное дело и, как только вышел на пенсию более 16 лет назад, занялся производством музыкальных инструментов. Сегодня он известный у себя в селе и в республике мастер народного инструмента, сохранивший технологию изготовления традиционного чунгура. Создает Муса Магомедович и другие инструменты, причем не боясь новшеств и экспериментов.
— Я люблю мастерить музыкальные инструменты необычной формы. Что-то придумываю сам, какие-то образы и решения подсказывают друзья. Как только появляется новая идея, я уже не могу спокойно спать. Мне нужно как можно скорее реализовать свой замысел и услышать, как новый инструмент зазвучит. Ведь каждая новая форма – это новые звуки, — говорит Мусаев.
Его ремесло – это не способ заработать, скорее хобби, которое вносит в его жизнь спокойствие и умиротворение. Долгие годы он работал в милиции, времени заниматься тем, к чему тянется душа, особенно-то и не было. Ну, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Инвалидность вынудила оставить службу и уйти на пенсию. И вот, как только появилось свободное время, Мусаев решил, что пора бы вспомнить дело своих предков.
— Мне, к сожалению, не довелось видеть, как работал над созданием инструментов мой дед, а потому я самостоятельно изучал всю технологию создания инструментов. Первым делом смастерил чунгур. Нашел дома негодный старый инструмент, разобрал его и, поняв принцип работы, начал собирать свой. Первый блин комом не вышел, и с тех пор вот уже более 16 лет я создаю чунгуры, кумузы, пандуры и даже балалайки. Некоторые меломаны заказывали у меня и гитары, — рассказывает умелец.
В мастерской Муса ежедневно проводит по нескольку часов. Из ореха делает заготовки для лицевой части будущих инструментов, а для боковых использует гибкий тутовник. Заготовку необходимого сырья мастер производит самостоятельно, выезжая в разные районы республики. Правильно выбранное дерево и в дальнейшем его правильная обработка – процесс долгий и кропотливый, но без этого получить идеально звучащий инструмент невозможно.
За 16 лет музыкального ремесла Муса Мусаев изготовил более тысячи кумузов и чунгуров, на которых играют известные в районе и за его пределами музыканты. Слава о мастере и его необычных инструментах нередко привлекает в село туристов. А потому власти муниципалитета посчитали, что дело мастера может и должно стать достоянием широкой общественности, и иницировали строительство музея, в котором творения Мусы Мусаева займут достойное место в экспозиции. Новый музей, по идее, должен стать и местом притяжения учеников мастера. Их, к слову, у Мусы Магомедовича немало.
— Когда я освоил технологию создания инструментов, мне пришло осознание, что этого недостаточно. Мало знать самому, важно суметь оставить эти знания и навыки после себя будущим поколениям. Мои дети и внуки большого желания учиться этому ремеслу не проявили, и потому я решил учить своему делу детей, учащихся нашей сельской школы. Многие старшеклассники успешно осваивают все навыки. Нередко, выезжая на различного рода ярмарки народных ремесел, выставки и другие мероприятия как в районе, так и за его пределами, я беру с собой моих воспитанников, которые демонстрируют созданные ими инструменты, а также проводят мастер-классы для всех желающих. Наблюдать за этим – большая радость для меня. В эти моменты я понимаю, что жизнь прожита не зря, — делится Муса Магомедович.
Долго рассказывать о себе он не любит. Предпочитает демонстрировать свои изделия, рассказывать о них, как о родных детях. Балалайки, кумузы, чунгуры. Все с какой-то изюминкой, со своим необычным «голосом», со своим, как считает мастер, характером. Играет Муса Магомедович практически на каждом инструменте, при этом скромничает: «Музыкант из меня не ахти какой. Я предпочитаю слушать, как играют другие, наделенные талантом исполнители». Но иногда в тиши мастерской мастер наигрывает любимые народные мелодии, предаваясь размышлениям о жизни, своей роли в ней и о том, что сделано и что еще предстоит сделать рукам мастера.
Статьи из «КультЛичность»
Поющее сердце Таиры

Когда поёт Кумратова…

Дирижёр из известного рода

Жизнь, прерванная на взлёте

«Не сыпь мне соль на рану…»

Всё началось с «Ласточки»
