Поёт чунгур Мусы Мусаева
В селении Кища Дахадаевского района каждый житель знает дорогу к дому мастера-чунгурщика Мусы Мусаева (на снимке).
Его прадед был лучшим мастером по дереву, дед и отец — виртуозными музыкантами. Муса Магомедович решил продолжить семейное дело и, как только вышел на пенсию более 16 лет назад, занялся производством музыкальных инструментов. Сегодня он известный у себя в селе и в республике мастер народного инструмента, сохранивший технологию изготовления традиционного чунгура. Создает Муса Магомедович и другие инструменты, причем не боясь новшеств и экспериментов.
— Я люблю мастерить музыкальные инструменты необычной формы. Что-то придумываю сам, какие-то образы и решения подсказывают друзья. Как только появляется новая идея, я уже не могу спокойно спать. Мне нужно как можно скорее реализовать свой замысел и услышать, как новый инструмент зазвучит. Ведь каждая новая форма – это новые звуки, — говорит Мусаев.
Его ремесло – это не способ заработать, скорее хобби, которое вносит в его жизнь спокойствие и умиротворение. Долгие годы он работал в милиции, времени заниматься тем, к чему тянется душа, особенно-то и не было. Ну, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Инвалидность вынудила оставить службу и уйти на пенсию. И вот, как только появилось свободное время, Мусаев решил, что пора бы вспомнить дело своих предков.
— Мне, к сожалению, не довелось видеть, как работал над созданием инструментов мой дед, а потому я самостоятельно изучал всю технологию создания инструментов. Первым делом смастерил чунгур. Нашел дома негодный старый инструмент, разобрал его и, поняв принцип работы, начал собирать свой. Первый блин комом не вышел, и с тех пор вот уже более 16 лет я создаю чунгуры, кумузы, пандуры и даже балалайки. Некоторые меломаны заказывали у меня и гитары, — рассказывает умелец.
В мастерской Муса ежедневно проводит по нескольку часов. Из ореха делает заготовки для лицевой части будущих инструментов, а для боковых использует гибкий тутовник. Заготовку необходимого сырья мастер производит самостоятельно, выезжая в разные районы республики. Правильно выбранное дерево и в дальнейшем его правильная обработка – процесс долгий и кропотливый, но без этого получить идеально звучащий инструмент невозможно.
За 16 лет музыкального ремесла Муса Мусаев изготовил более тысячи кумузов и чунгуров, на которых играют известные в районе и за его пределами музыканты. Слава о мастере и его необычных инструментах нередко привлекает в село туристов. А потому власти муниципалитета посчитали, что дело мастера может и должно стать достоянием широкой общественности, и иницировали строительство музея, в котором творения Мусы Мусаева займут достойное место в экспозиции. Новый музей, по идее, должен стать и местом притяжения учеников мастера. Их, к слову, у Мусы Магомедовича немало.
— Когда я освоил технологию создания инструментов, мне пришло осознание, что этого недостаточно. Мало знать самому, важно суметь оставить эти знания и навыки после себя будущим поколениям. Мои дети и внуки большого желания учиться этому ремеслу не проявили, и потому я решил учить своему делу детей, учащихся нашей сельской школы. Многие старшеклассники успешно осваивают все навыки. Нередко, выезжая на различного рода ярмарки народных ремесел, выставки и другие мероприятия как в районе, так и за его пределами, я беру с собой моих воспитанников, которые демонстрируют созданные ими инструменты, а также проводят мастер-классы для всех желающих. Наблюдать за этим – большая радость для меня. В эти моменты я понимаю, что жизнь прожита не зря, — делится Муса Магомедович.
Долго рассказывать о себе он не любит. Предпочитает демонстрировать свои изделия, рассказывать о них, как о родных детях. Балалайки, кумузы, чунгуры. Все с какой-то изюминкой, со своим необычным «голосом», со своим, как считает мастер, характером. Играет Муса Магомедович практически на каждом инструменте, при этом скромничает: «Музыкант из меня не ахти какой. Я предпочитаю слушать, как играют другие, наделенные талантом исполнители». Но иногда в тиши мастерской мастер наигрывает любимые народные мелодии, предаваясь размышлениям о жизни, своей роли в ней и о том, что сделано и что еще предстоит сделать рукам мастера.