Потому что была музыка…
В эти дни Дагестанский театр оперы и балета отмечает 25 лет со дня своего основания. Вроде бы не так много, чтобы назвать театр старым, но уже и не юный: 25 – возраст осмысления первых успехов и достижений.
Путь его в театральном пространстве республики – это, несомненно, достойные спектакли и неуклонный рост профессионализма актеров, а также всё большая вовлеченность театральной публики в жизнь театра.
Дорога была не из легких – балет и оперное искусство в Стране гор долгое время не стояли в первых рядах культурных предпочтений публики, тем интереснее была задача вдохновителей и создателей театра.
Сохранить преемственность традиций, культурного кода дагестанцев, в то же время вовлечь их в общемировой поток классического и современного искусства, приобщить к ценностям отечественной и мировой культуры, влиять на формирование зрительского вкуса – так видели миссию театра его создатели.
О том, как родилась идея, и о её воплощении в жизнь рассказала на праздничном концерте, посвящённом 25-летию Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ Наида Абдулгамидова, экс-министр культуры Дагестана.
Она поблагодарила зрителей за любовь к музыке, искусству, которая очищает человека и помогает ему жить. Наида Абдурахмановна тепло говорила о коллективе театра, который смог не только сохранить себя, но и принимает молодежь и помогает становлению молодых артистов.
После землетрясения 1970 года Московская область среди многих других регионов страны пришла на помощь Дагестану, построив новое здание театра на главной улице Махачкалы. Уже тогда в воздухе витала идея создать у нас музыкальный театр. Н. Абдулгамидова в те годы возглавляла музыкальное училище, а во властных структурах не нашлось людей, кто бы мог взяться за создание нового театрального коллектива. Было принято решение перевести в новое здание Русский театр, причем малый зал его еще полтора-два года оставался свободным. Позже, будучи министром, она передала зал Лакскому театру.
В правительстве, с ее слов, шла дискуссия: что же следует открыть – музыкальный театр или Театр оперы и балета. Большинство проголосовало за последний вариант. И вот началась подготовка к открытию. Сначала нужно было опробовать творческие силы Дагестана. Первым спектаклем нового направления стал балет Наби Дагирова «Парту Патима», затем – балет «Горянка» Мурада Кажлаева с приглашённым хореографом-постановщиком Мусой Оздоевым, который с тех пор продолжает работать здесь.
Спектакли прошли успешно. А к 100-летию Готфрида Гасанова Министерство культуры РД приняло решение «вытащить из шкафа» Союза композиторов его оперу «Хочбар», написанную в 1936 году, и поставить на большой сцене. Это было непросто, оркестровки произведения не существовало, только фортепианное изложение. Несколько месяцев творческая группа трудилась над постановкой: вне театра, на одном энтузиазме. Но опера имела большой успех, создатели спектакля стали лауреатами Государственной премии Республики Дагестан. Так еще до рождения театра его первая работа получила высокую награду.
Через год, в 1999-м, по инициативе Наиды Абдулгамидовой вышло постановление Правительства РД о создании в Дагестане Государственного театра оперы и балета со штатом в 350 единиц.
Она с благодарностью говорила о помощи руководства республики в развитии нашей культуры. Было бы непростительно, имея такой богатый музыкальный пласт, целую плеяду замечательных композиторов, создающих произведения на мировом уровне, оставить лежать пылиться нотным сборникам и партитурам. Открытие нового учреждения стало возможным потому, что была музыка, настоящая, талантливая. И она звучала на праздничном концерте.
В исполнении симфонического оркестра, хора и солистов театра зрители услышали произведения дагестанских классиков – Г. Гасанова, М. Гусейнова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, Ш. Чалаева. Прозвучали также фрагменты из оперы С. Рахманинова «Алеко», оперетт И. Штрауса «Летучая мышь» и И. Кальмана «Сильва».
Большим подарком для слушателей стало исполнение дуэта из оперы «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, премьера которой состоится в Театре оперы и балета в скором времени.
Классическая музыка русских и зарубежных композиторов занимает свое достойное место в репертуаре. Но одну из приоритетных своих задач театр видит в освоении и популяризации национальной музыки дагестанских композиторов. Музыка – душа народа, а душу надо любить и согревать.