X
08:06 29.04.2020

Познакомиться с Квидили или погулять на свадьбе

Наступление весны в Дагестане всегда ознаменовывалось проведением всевозможных обрядовых праздников, посвященных пробуждению природы, земле, началу новой жизни. Чуть ли не каждый день в разных концах республики проходили дни первой борозды, сопровождавшиеся народными гуляниями. Попасть на эти веселые праздники с шумным непринужденным весельем спешили многие жители городов, ну и туристы, разумеется, которые в последующем заваливали сеть многочисленными фото и видео с необычного для них торжества…

Эх, кажется, так давно это было, хотя минуло всего ничего. В этом году всё должно было повториться, но, увы, «корона» внесла свои коррективы… Однако не стоит отчаиваться, потому как погрузиться в этот веселый, наполненный сакральными смыслами, незатейливый старинный праздник, можно, даже не покидая стен дома. Каким образом? Интернет нам в помощь! На официальном канале Республиканского дома народного творчества в YouTubе с недавних пор стали выкладываться мини-документальные фильмы об обрядовых праздниках народов Дагестана. Уже сегодня вниманию всех, кто желает узнать историю, культуру и традиции Страны гор, на портале представлен контент, знакомящий со старинным праздником «Игби» жителей села Шаитли Цунтинского района и праздником «Къаба», проводимом в селении Тинди Цумадинского района.

«Игби»

С незапамятных времен в дагестанском с. Шаитли в первое воскресенье февраля отмечался праздник «Игби». Этот праздник уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. По словам старожилов села, шаитлинский обрядовый праздник начал свое существование примерно в XVII – XVIII вв. Главными персонажами обряда считались Квидили (великан с огромной головой и большой пастью) и боци (переодетые в маски волков юноши). В этот день готовили «иг» – особый ритуальный хлеб в форме бублика. Отсюда и название праздника – «Игби» (множественная форма слова «иг»).

Утром  5 февраля на площади (годекане) в центре села появляются несколько боци. На них шуба, вывернутая мехом наружу, маска, представляющая собой остроконечный высокий меховой колпак с прорезями для глаз, носа и рта, на руках – перчатки, на ногах  – традиционная вязаная обувь «гедоби».  В руках они держат деревянные мечи. У старшего боци –  короткая палка, к которой привязан полоской мех, на нем маска «уши-рога». Боци не имеют права разговаривать, по крайней  мере, чтобы их слышали посторонние. Общаются со зрителями они через сопровождающих их мальчиков. Последние выкрикивают хором приказания, исходящие от боци, сельчанам с требованием готовить иги, угрожая в противном случае наказанием.

В сопровождении мальчиков боци обходят селение и из каждого дома берут по одному игу. Как правило, хозяин заранее ждет приближения этой процессии к своему дому и сразу же передает одному из боци свой иг на протянутый им меч. В редких случаях, когда иг не выносится из дома, боци силой врываются в дом и бьют деревянным мечом хозяйку за неподготовленность к встрече. Собранные иги нанизываются на длинный шест – «гири», который несут двое мужчин, их же назначают в приказном порядке боци из числа зрителей (на них никаких специальных костюмов нет). Некоторые женщины, стоящие на улице и наблюдающие за происходящим, пытаются украсть у боци хотя бы один иг или же отломить от него кусочек. Боци в свою очередь стараются не допустить этого, отгоняя женщин мечами.

В то время как боци собирают иги, на годекан сходится основная масса зрителей, здесь же появляются другие персонажи праздника «Игби», среди которых врач и шайтан, лесные люди и скелет, спекулянты и милиционер, туристы и военный. Все они одеты в костюмы, их действия нацелены на то, чтобы позабавить зрителей. После завершения сбора игов  и после того, как иги оставлены под присмотром мальчикам, которые разместились на одной из крыш домов, расположенных по соседству с годеканом, боци присоединяются к веселью вместе с остальными действующими лицами праздника.

Чуть позже со стороны Хора в селение входит Квидили («хъвидили») – центральный персонаж «Игби». Это существо с большой головой и огромной пастью. Исполнитель роли Квидили несет ряженую голову на 2-метровом шесте, а сам одет в  длинный меховой балахон, сшитый из нескольких овечьих шкур, из-под которого не видно ни рук, ни ног. Квидили в окружении других персонажей, гостей и боци желает всем собравшимся хорошего урожая в новом году.  Затем один из сельчан от имени Квидили и боци оглашает список тех жителей, которые провинились в чем-либо перед молодежью. Боци по приказу Квидили волокут провинившихся к проруби и опускают в воду по колено. Одновременно называются имена и наиболее отличившихся своим трудом сельчан в прошедшем году. Справедливость восторжествовала…

К полудню праздник вступает в свою завершающую фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и затаскивают его на мост через речку, протекающую в центре селения. На мосту Квидили валят с ног,  и старший боци имитирует его убиение – «перерезает» горло своим деревянным мечом. Обычно для придания большей  натуральности совершаемому действию Квидили в момент своего «умерщвления» открывает  спрятанную  у себя бутылочку с водой, окрашенной в красный цвет,  и «истекает кровью» в финале. Итак, окровавленный Квидили «мертв», и боци уносят его тело в глубь квартала, отгоняя при этом всех посторонних, пытающихся проследить за их последующими действиями.

Через некоторое время все участники ролей (а их, в том числе и женские роли, исполняют юноши) появляются на годекане, но уже без костюмов, в повседневной одежде. То, что они участвовали в разыгранном представлении, известно зрителям, но кто конкретно и какую роль исполнял, должно оставаться неизвестным. Они делят между собой собранные иги, лучший же отдают исполнителю роли Квидили. На этом праздник заканчивается.

«Къаба»

Старинный праздник тиндинцев «Къаба» – это не просто развлечение, а обряд с глубоким смыслом и практической целью. В этот день не только провожали зиму и встречали весну, но еще и устраивали самую настоящую сельскую свадьбу, выдавая замуж одну из жительниц Тинди или близлежащих хуторов. Главную героиню праздника выбирали по решению сельского джамаата. Рассматривались незамужние девушки, женщины из бедных семей, а также вдовы. Наличие приданого имело большое значение для девушки на выданье. Чтобы  не оставаться безучастными к судьбе человека, когда-то давно и решили предки современных тиндинцев соединить  радость при наступлении весны с безвозмездной помощью. С этого момента у девушки, женщины, как и у природы, после долгой, холодной зимы должна была начаться новая жизнь. Благодаря своим односельчанам она приобретала приданое, и у нее появлялась возможность выйти замуж, завести семью.

Праздник готовили всем селом. Каждая семья приносила продукты, готовили традиционный напиток из толокна и солода – «мед», ритуальную кашу из злаков – «мугь», пекли хлеб, варили мясо.

По сценарию невеста ожидала гостей на хуторе. Путь до нее был в прямом смысле долог и тернист. По узкой тропе шли всадники на лошадях, женщины и мужчины вели ослов, нагруженных подарками. Нелегкий путь тем не менее был очень весел: в горном воздухе растворялась музыка, звучали народные песни под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов.  Предводителем свадебной процессии был исполнитель народных аварских песен, пандурист Саид Магомедов.

На месте свадебный караван встречали родственники и близкие невесты. После уже вместе с ней участников обряда снова ждал обратный длинный путь. В с. Тинди всех ожидали праздничные столы с традиционными блюдами.

Невесту – «къабалъа бахIарай» – осыпали, как и положено на свадьбе, мелкими монетами и сладостями, ей оказывали всевозможные почести. Обряд был также интересен и проводился по всем канонам настоящей свадьбы. Единственное отличие, вполне резонное,  – отсутствие жениха. Обряд в советское время считался пережитком прошлого, а в перестроечный период был под негласным запретом. Тем не менее тиндинцы восстановили древний обряд и проводят этот уникальный праздник в наши дни.

А что скажут эксперты?

Как было уже отмечено выше, обрядовые праздники, связанные с проводом зимы и встречей весны, были и есть в культуре многих народов Дагестана, у каждого этноса свои самобытные традиции и обы­чаи. Как случилось так, что до нас дошли обряды, ведущие свое летоисчисление с доисламского периода истории Дагестана, «ДП» рассказал ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, доктор исторических наук Руслан Сефербеков.

– Безусловно, корни многих обрядовых праздников ведут в язычество. Но надо понимать, что в наши дни под влиянием ислама обряды претерпели многие изменения. Сегодня в эти праздники не принято поклоняться многочисленным богам, а, напротив, важно, вознеся молитву Всевышнему, раздать садака, читать мусульманские молитвы. Праздники остались больше как развлечение для людей и как дань памяти нашим предкам, – отметил ученый.

Статьи из «Культура»

Срез времени

51
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

192
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

246
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

22
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...