Притягательная сила театра
Творческими взлетами премьер, разочарованиями, сомнениями на репетициях живет народный театр, а вместе с ним и люди, приходящие после трудового дня в это удивительно притягательное место, чтобы испытать себя муками вхождения в образ, выразить в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, прочувствовать замысел режиссера…
Быть актером народного театра не так уж и просто. Отработав рабочий день, надо на 180 градусов поменять привычную среду каждодневной суматохи, находить новые краски в образе своего героя, а если еще и пьеса динамичная, весьма энергетически затратная, то не избежать усталости, возвращаясь вечером с репетиции.
Народный театр в Бабаюрте, как и многие драматические коллективы, начался с театрального кружка, организованного сельчанином Имальдином Нуцалхановым 47 лет назад. Энергичный любитель театра всего за два года удивил бабаюртовцев зрелищными действиями на сцене, ведя сельских зрителей от показа незатейливых интермедий на злобу дня до драматических пьес. Народный самодеятельный театральный коллектив признали профессионалы, полюбил народ, появились поклонники.
Почти за 50 лет своего существования Бабаюртовский народный театр силой таланта режиссера, заслуженного работника культуры РД Зумруд Мантиевой, исполнителей многих ролей Адильмурзы Танаева, Батыра Саидова, Аминат Аджимурзаевой и других влюбил зрителей в себя. На сцене они видели не отвлеченные события, не жизнь других людей, а типичные факты своего бытия и героев пьес, таких похожих на близких, друзей, соседей и даже на самих себя.
Спектакль «Любовь Асият» по пьесе А.Курбанова стал визитной карточкой этого драматического коллектива. Тема пьесы, как признаются зрители, задела за живое, заставила осмыслить некоторые события и в их повседневности.
Театр манил молодежь своей привлекательной силой. Так, Артур Саидов, не ощущая себя актером, пришел в коллектив художником, считая, что за кулисами не менее интересная работа, пока не сыграл свою первую роль. Продолжал играть в спектаклях и тогда, когда завершил учебу в Махачкалинском культпросветучилище на театральном отделении. Его работы в пьесах «Свадьба Кайтмаза» А. Курбанова, «Свекровь» М.Шамхалова, «Если сердце захочет» Г.Рустамова, «Моя и только моя» М.-С. Яхъяева, «Листья скажут» И.Ибрагимова и другие запомнились многим зрителям.
Свой зрелый взгляд на жизнь Артур Саидов воплотил в спектаклях «Ложная свадьба» М.Яхъяева, «Валлах, тамаша» З. Хиясова, народном обряде «Новруз-байрам» и других постановках.
Людей разного возраста объединила любовь к театру. Вместе с аксакалами бабаюртовской сцены играет 17-летняя Эльмира Сулейманова, своей минуты славы дожидается и юный актер – сын режиссера Артура Саидова, лауреата премии Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «народный театр». Чтобы театр был интересен молодому поколению бабаюртовцев, режиссер поставил несколько детских спектаклей.
Коллектив не замыкается в узких рамках и активно расширяет свою зрительскую аудиторию, представляя спектакли не только на районных культурных мероприятиях, но и фестивалях народных театров «Маска», «Диалог театров». Видели его постановки и в Чеченской Республике, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании. А в Сочи коллектив из Бабаюрта стал серебряным призером IХ хоровых игр.
Пополнять творческий репертуар театру помогают специалисты Республиканского дома народного творчества: проводят семинары для режиссеров, участвуют в гастрольных поездках за пределы района, тем самым обогащая коллективы творческим опытом театров других муниципалитетов. В год 75-летия Великой Победы РДНТ разослал народным театрам специально подготовленные сценарные сборники с рекомендованными для включения в репертуар постановками, посвященными этой дате.
Артур Шарабудинович в свои творческие планы включил возрождение особо полюбившихся зрителям прежних постановок, одна из которых «Молла Насреддин». А роль этого явно фольклорного героя – бродяги, вольнодумца, бунтаря, милого глупца, хитреца и даже философа – режиссер мечтает сыграть сам.