X
00:22 05.12.2019

Провожая Год театра

Масштабный Международный театральный форум стартовал на днях в Махачкале, став достойным завершением Года театра в нашей республике. Круглые столы, конференции и множество мастер-классов от ведущих специалистов России и зарубежья в области режиссуры, драматургии, художественного света и звука…

Всё это наполняет форум особой атмосферой созидания и творческого подъема, давая возможность участникам окунуться в межкультурный диалог, получить массу полезной информации. Как итог – на различных площадках рождаются идеи новых творческих проектов и зарождается множество добрых творческих союзов. Но обо всем по порядку.

Нельзя творческому человеку, а уж тем более творческому коллективу вариться в собственном соку. Сегодня, в век глобализации и информатизации, это особенно важно – идти в ногу со временем, воплощать новые креативные идеи, расти профессионально. А для этого необходимо расширять границы сознания и быть в мейнстриме происходящих процессов.

Понимание этого и подтолкнуло организаторов воплотить в жизнь такой масштабный творческий проект, весьма необходимый республике. В Дагестане 12 государственных театров. Как и все творческие коллективы, они нуждаются в профессиональной подпитке, в свежей «крови» и свежих идеях, но, увы, не всегда это возможно. А потому тот факт, что ведущие специалисты театрального искусства приехали к нам, открыты для диалога и готовы делиться своим профессиональным опытом, дорогого стоит.

Сегодня культурные площадки форума продолжают свою работу. Чтобы понять, какие актуальные вопросы современного театра на повестке дня у форумчан, расскажем о некоторых конференциях и дискуссиях, состоявшихся в столице Дагестана.

Так, в первый день спикеры дискутировали о том, что проблема мультикультурности в современном глубоко мозаичном поликультурном обществе стоит как никогда остро, а ее решение – одна из первоочередных задач, стоящих перед театральным сообществом.

— Думаю, все согласны с тем, что мультикультурная работа современного театра – путь к интернационализации сознания общества, опыт общения и межнациональной коммуникации, – отметил директор Русского театра Тимур Магомедов. – Мультикультурное театральное пространство – такая форма жизнедеятельности театра, которая выводит театральное искусство в широкий мир этнической и мировой культуры. Это возможность личностного и профессионального саморазвития, самореализации и самоопределения актерских сообществ.

Презентовали свои проекты на эту тему Усама Эль-Серуи – известный скульптор и художник, исполняющий обязанности атташе по культуре Арабской Республики Египет в России, и Рокки Малатеста из Италии – президент компании CERVIR, представитель дирекции международных программ в Апулии.

Гостья из Южной Кореи Санми Хонг (арт-директор театра Nu, профессор университета Shamyuk, исполнительный директор фестиваля пластического театра) показала перформанс – станцевала перед участниками деловой площадки. Ее номер был импровизацией. Несмотря на языковой барьер, собравшиеся поняли мысль – можно рассказать о чем-то на языке пластики, мимики, жестов, света так, что эмоция будет ясна каждому.

Затем уже с помощью переводчиков она рассказала о своем фестивале и о том, каким образом проходят постановки в ее театре. Например, все идеи рождаются в процессе, всё придумывается во время репетиций. А еще Хонг ломает преграды между зрителем и актером, создавая при театре студии для людей без профессионального образования.

Во второй части деловой программы обсуждались задачи, стоящие перед режиссером в современном мире. Говорили о «клиповом мышлении» молодежи, о способах привлечения и удержания ее внимания в этих условиях.

— То, что показывается в театре, уже воспринимается как анахронизм, а вещи, темы, которые поднимаются здесь, продолжают быть актуальными для человеческой души, для понимания нашей природы, чтобы этот мир существовал и продолжал развиваться. Очень сложные задачи стоят перед режиссером, и упрощать их нельзя ни в коем случае, – уверена театральный режиссер, актриса, продюсер Ольга Калашникова.

Задача режиссера – создать спектакль, опираясь и на современные технологии, учитывая отличия прошлого от сегодняшнего дня, и ориентироваться на психологию современного зрителя – к такому выводу пришли участники дискуссии. О том, как это реализуется в учреждениях республики, поделились режиссеры дагестанских национальных театров.

На следующий день участники деловых площадок обсуждали проблемы продюсирования, в частности, говорилось о проблеме низкой посещаемости спектаклей. Гости рассказывали о том, как её решают в центральных городах России, где на первый взгляд она выражена не так ярко, а представители дагестанских театров рассказали, как реализуют билеты в нашей республике. Прозвучало множество новых идей, их коммерческие работники театров могут применять в своей работе – от раздачи флаеров со скидками до проведения прямых эфиров, которые будет интересно посмотреть не только жителям республики.

Еще одна актуальная тема – организация и проведение международных фестивалей и конкурсов. Директор центра культуры Управления делами МИД РФ Татьяна Широкова рассказала о своем опыте организации детских и молодежных фестивалей.

– В России проходит более 260 международных и межнациональных молодежных, детских фестивалей. Каждый достаточно серьезно спланирован. Для организаторов это очень плотное серьезное взаимодействие. Если ваша прекрасная республика организует фестиваль и вы приглашаете много российских и зарубежных участников, если вы делаете это часто, то к вам будут приезжать всегда, – выразила уверенность спикер.

Она предложила директору Театра кукол Аминат Яхьяевой подумать о проведении Международного детского фестиваля в Дагестане, пообещав оказать ему поддержку. Яхьяева поддержала эту идею и рассказала о фестивалях, в которых участвует и которые проводит сам Театр кукол.

Опытом проведения фестивалей поделился и директор Русского театра Тимур Магомедов. Раз в два года в Дагестане проходит Международный фестиваль Русских театров, республик Северного Кавказа, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья, а в этом году впервые прошел Международный фестиваль национальных театров.

Пока спикеры и руководители театральных коллективов обсуждали важные вопросы и темы, творческие работники театров тем временем имели возможность поучиться у ведущих мастеров по сцендвижению, у драматургов, пройти мастер-классы по режиссуре, художественному свету и гриму. О том, чем были наполнены эти обучающие занятия и какими ценными советами с нашими артистами и специалистами театра поделились эксперты, мы ещё поговорим.

Похожие

Театр полон, зритель ждёт…

28
Год театра – это череда ярких мероприятий, и каждое из них...

Хахитинская свадьба

29
В рамках подготовки к Республиканскому смотру народных театров на подтверждение...

Масштаб и красочность

48
Год театра в стране, объявленный указом Президента России и встреченный с энтузиазмом...

Народный коллектив – значит образцовый

14
В связи с тем, что 2019 год объявлен в нашей стране...

Статьи из «Театры»

Новый взгляд на классику

7
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

Детские «почему» и сказочные истории

11
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

70
Как спортсменам необходимы регулярные...

Театр поэзии: другой Твардовский

13
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Ожерелье для любимой

18
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Следы на земле

15
В театрах республики проходят показы спектаклей на военную тему, которые становятся данью...

Детский театр. Продолжение следует

41
О том, что в Русском драматическом театре имени М....

Вначале было дело

164
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

40
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

174
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

30
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...