X
08:06 23.01.2020

Пунктиры памяти

Дагестан, неизвестный современному поколению. Дагестан, который остался на страницах истории, в музеях, частных коллекциях. Сегодня он смотрит на нас с редких снимков и заставляет верить и не верить. Назад в прошлое перенеслись посетители выставки «Пунктиры памяти» и увидели, как было, когда нас не было. Виды, пейзажи, ландшафты, исторические места конца XIX-XX вв., запечатленные на старинных фотографиях, представлены в Культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А.Тахо-Годи.

Проект-путешествие

Фотографии будто шепчутся между собой, и, глядя на них, кажется, что вот-вот выйдет хозяин и пригласит в дом, а девушка из Амуха откинет с лица капризную прядь волос; смирные мальчишки сбегут прочь, из высокого минарета муэдзин созовет на молитву, из-под мощи воды вынырнет старый Чиркей. И будет все по-прежнему: вместо крыши железной – двор соседа, вместо телефона – годекан, последние новости перетирают не в Инстаграме, а у мельницы вместе с зерном.

– Новый выставочный цикл  – познавательное путешествие в прошлое Страны гор через фотографию, фототипии, книги… Выставка-путеводитель окунет нас в прошлое, мы пройдем по известным и легендарным, забытым и трагическим местам нашей Родины. С каждым из этих мест связаны крупные события, вехи, поворотные моменты истории народов Дагестана.

В первом проекте цикла рассказывается об интересных местах, исторических и природных памятниках, особых ландшафтах и искусстве фотографии. И это только начало! Проект будет путешествовать и расширяться новыми важными находками, фото, рассказами. Летом 2019 г. экспозиция была представлена в выставочных залах Первой галереи, а с весны текущего года проект будет представлен в городах и районах Дагестана, Северного Кавказа, России, – комментирует автор и куратор выставки Джамиля Дагирова.

Дагестан в деталях

Она много лет изучает историю родного края и по сей день не перестает восхищаться им, открывая новые факты, загадки, версии…

– Если хорошо покопаться, можно найти и отголоски богатого наследия племени майя, и если завтра утром я прочту об этом новость, – не сильно удивлюсь, настолько многообразен Дагестан. Наша республика – один из древнейших в мире исторических центров, – говорит Джамиля Дагирова. – Потому каждая новая выставка – настоящее открытие для посетителей.

Это сегодня каждый из нас имеет возможность фотографировать, и редкие снимки вызывают эмоции, восхищают. Раньше все было не так. К фотосъемке готовились, фотограф ждал нужного часа и нужного дня. В них нет ретуши и надуманности. Может, поэтому фотографии со стен забираются в самую душу?

Клекот орла над саклей, высыхающий у калитки кизяк, мычание коров, шум реки, скрип моста, говор камней, кладбищенская тишина… С некоторыми местами, запечатленными на фотографиях, у Джамили Дагировой связаны личные воспоминания, порой мистические истории.

– Историк Патимат Тахнаева написала книгу о христианстве в Аварии, и в ней был материал о месте зиярата в селении Гебгуда Тляратинского района. Мне почему-то очень захотелось там побывать. Двадцать лет назад мы поехали туда со студентами. День обещал быть ясным. Пошла снимать фротажи с надмогильных стел, датируемые XI веком, сделала фотографии, разложила бумагу и только приступила к работе, как мгновенно утро превратилось в ночь, разразился гром, ударили молнии, пошел дождь с градом. Я тут же собрала весь материал и побежала прочь. Только спустилась за гору, как погода прояснилась. Разве это случайность? – задается вопросом куратор выставки. – Конечно, в Дагестане есть места, наделенные силой, их много, и оно – одно из них. Место поклонения представляет собой нишу, в которую складываются надмогильные памятники, обнаруженные на местности, и все они христианские – на них изображены кресты. Сюда приходят, читают молитву и складывают камешки, – рассказывает Дагирова посетителям.

Раз в год

Здесь можно перемещаться во времени и в пространстве. Из Тляратинского района оказываемся в дербентском Нюгди. О том, где расположена армянская церковь, знает каждый местный житель. Некоторое время церковь была заброшена и нуждалась в реставрации. Церковь Святого Григориса – часовня, возведённая в память о событиях, произошедших в селе в IV веке. Албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского царя Трдата прислать епископа из рода святого Григория, крестившего Армению, для проповеди учения Христа в северо-восточных странах. На просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании и Грузии. Он основал церкви, в том числе и в Дербенте. Затем отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану. Это ираноязычное племя занималось грабежами и набегами, поэтому такие христианские ценности, как «не убий» и «не укради», не соответствовали их образу жизни. Санесан решил, что армянский царь умышленно подослал отрока, дабы прекратить грабежи, учиняемые воинами массагетов, потому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить её по берегу моря. Ученики Григориса перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. А на месте его гибели была возведена часовня. Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжают сюда на поклонение. Предполагается, что именно в этой часовне захоронены мощи святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Понделеймона, привезённые в Кавказскую Албанию святым Григорисом.

Под охраной ЮНЕСКО

Посетители выставки побывали в больших и малых селениях и приблизились к аулу Ицари. «Чудесная высокогорная долина со множеством родников» – так описывал знакомство с ним любимый многими писатель Ахмедхан Абу-Бакар. Дома здесь связаны друг с другом, как петли на джурабах. В Ицари люди жили всегда, даже более 2500 лет назад, хотя сегодня в это сложно поверить, село почти разрушено. Знаменитость старинному аулу принесла башня, построенная в XIV веке. Этот исторический памятник, возвышающийся над селом, находится под охраной ЮНЕСКО. Местные жители возвели башню на окраине Ицари, чтобы защититься от набегов иноземных захватчиков и соседних племен, которые сжигали посевы и угоняли скот. Раньше башня была восьмиэтажной, но со временем стала разрушаться. К началу 90-х годов осталось только три этажа, и аульчане решили ее отреставрировать. Ученые отмечают, что в Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане. На стенах крепости сохранилась куфическая надпись, датируемая XI веком: «О Господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине нет божества, кроме Аллаха».

… Знаменский собор в Хасавюрте, главная улица в Темир-Хан-Шуре, Царская поляна в Гунибе, Тинди, Хутлул, Миси, Чиркей, Ахульгинское ущелье, Укрепление Преображенское (ныне Ботлихский район)… Каждый снимок – слепок эпохи. Основная часть фотографий и фототипий представляет собой репродукции с оригинальных снимков XIX-XX вв. Среди авторов известные ученые, путешественники, фотографы Уильям Осгуда Филда (1904-1994), Сергей Прокудин-Горский (1863-1944), Граф Деши Мориц (экспедиция 1898 г.), С. Роинов, Илья Абуладзе. Из современных авторов, ухвативших дух старины, представлены работы известного фотохудожника Камиля Чутуева и других. Материалы для выставки предоставлены архивами Национального музея РД, Первой галереей, Музеем истории мировых культур и религий.

Статьи из «Культура»

Как актер Моргунов на баране катался

1
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

23
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

15
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

9
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

11
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

69
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

15
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

26
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...