Пушкин и Кавказ

Пушкинский день по традиции широко отмечается в нашей стране 6 июня. Величайший поэт, создатель литературного русского языка, он одним из первых обратился к теме Кавказа. Ее разработка Пушкиным в принципе опережала не только то время (1830-е годы), но фактически и представления века XX.
Что же дает нам основание так говорить? Здесь можно привести суждение о «Путешествии в Арзрум» приснопамятного Фаддея Булгарина, сохраненное по странной прихоти истории. «Кавказ, Азия и война! – сокрушался он в журнальном обзоре. – Уже в этих трех словах есть поэзия, а «Путешествие в Арзрум» есть не что иное, как холодные записки, в которых нет и следа поэзии».
Как видим, Пушкина упрекали в нежелании проявить подобающий казенный интерес к романтике военной экспедиции против непокорных азиатских дикарей. Шаблонная восточная экзотика питалась скучающим и грубым обывательским любопытством. Точно таким (и никаким более!) образом она довольно часто и едва заметно входила в среднеевропейский националистически-колониальный стереотип, плавно перешедший и в ХХ век. Достаточно вспомнить того же Редьярда Киплинга, воспевшего превосходство белой расы и обратившегося в антигероя современной Индии.
Поэт ощущал трагедию межконфессиональных преград с далеко опережающей свою эпоху остротой. Только Пушкину было дано свыше понять с необыкновенной ясностью роль межкультурных и межрелигиозных препятствий
Возникновение этого стереотипа гений Пушкина как раз и предвидит и делает всё возможное, чтобы его сломать. Внимание Александра Сергеевича сосредотачивается на внутреннем, чисто человеческом, душевном контакте представителей разных религий, искреннем желании проникнуть в понятия культуры и среды ислама. Безответное чувство и затем трагедия и гибель Черкешенки в «Кавказском пленнике» возносят ее на духовный уровень, вполне сопоставимый с уровнем «европейца»-русского.
Поэт ощущал трагедию межконфессиональных преград с далеко опережающей свою эпоху остротой. Только Пушкину было дано свыше понять с необыкновенной ясностью роль межкультурных и межрелигиозных препятствий. Эскиз межконфессиональной темы, можно добавить, мыслился ему и в другом виде – в наброске поэмы из жизни кубанских казаков под названием «Русская девушка и черкес». Совершенно не случайно, наряду с Нижним Новгородом, Крымом и Одессой, авторская воля Пушкина включает Кавказ – уникальный перекресток цивилизаций.
После него в культуре нашего Отечества окончательно становится физически невозможным любой провинциализм, любое ограничение в общественной жизни выгодами какой-либо одной нации. Открытие Пушкиным темы Кавказа сформировало модель взаимоотношений России со всей исламской цивилизацией.
В 1960-е годы образ поэта воплощал в себе веру людей в завтрашний день страны, основанную на невиданной ранее стабильности и гармонии культурных ориентиров общества.
Александр Сергеевич Пушкин принадлежит всей планете, он открыт всему миру. И отменить его невозможно.
Статьи из «Культура»
Очередная премьера

Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц
