«Ромео и Джульетта» глазами художника


В рамках Дагестанской книжной ярмарки «Тарки-Тау-2013» в Национальной библиотеке состоялась выставка эскизов костюмов и декораций Ютты Ротте к спектаклю «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.
Ютта Ротте – студентка выпускного курса факультета сценографии ГИТИСа, воспитанница Дагестанского художественного училища. Экспозиции ее работ неизменно вызывают интерес у ценителей изобразительного, оформительского искусства. Несмотря на сложную учебу в ГИТИСе, Ютта уже успела как художник-постановщик оформить несколько спектаклей, заслужив лестные отзывы у критиков. Ее последняя премьера – постановка пьесы «Ромео и Джульетта» в Димитровградском драматическом театре в тандеме с режиссером Артемом Галушиным. Она прошла буквально за несколько дней до открытия «Тарки–Тау-2013» и имела успех.
Традиционно специальность художника–постановщика по многим причинам считается мужской. Однако этот стереотип не мешает и женщинам реализовывать свои творческие искания на этом поприще. Ютта – молодой художник, но свой собственный почерк у нее уже сложился. Ее работы узнаваемы. Даже ранние картины, которые она писала, будучи студенткой училища, очень впечатляющие. Если она изображает городской дворик, то масса иллюстративно–повествовательных деталей характеризует и нрав людей, в нем живущих. И тем интереснее от выставки к выставке наблюдать ее работы, где явственно прослеживается, как она осмысленно и целеустремленно идет своим путем.
Портрет Джульетты вначале шокирует тех, кто сразу же настроен на привычное видение «светлого ангела», о котором автором сказано:
«…Она затмила факелов лучи!
Сияет красота ее в ночи,
Как в ухе мавра — жемчуг несравненный.
Редчайший дар,
для мира слишком ценный…»
У Ротте главная героиня великой пьесы Шекспира изображена… мертвой, потухшие полуразмытые черты лица едва угадываются. Взгляд зрителя невольно соскальзывает на богато изукрашенное старинными коврами и цветами смертное ложе. Приглядевшись, замечаешь, что ковры полуистлевшие, как и наряд невесты, а цветы – бумажная мишура. Эта работа выполнена в коллажной технике, от которой еще более усиливается ощущение, насколько материальное – это всего лишь бутафория жизни.
Ютта, как всегда, внимательна к мелочам — очень интересны украшения Джульетты. Любители разгадывать зашифрованные символы найдут в них многие пласты скрытых смыслов. С той же скрупулезностью и деталировкой выполнены портреты стражника тишины и аптекаря.
О своем впечатлении увиденного художник Марат Гаджиев сказал: «В том, что по эскизам костюмов невозможно определить ни время, ни место действия, заложена идея бессмертности и гениальности пьесы великого Шекспира. В одежде героев и персонажей смешаны и восточный, и европейский стили, она выглядит современной и архаичной одновременно. Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетты» будет актуальна в любые времена во всех концах земли».
Эта же мысль прозвучала в выступлении кандидата искусствоведческих наук Гулизар Султановой. Она особо выделила портрет леди Капулетти. Художница не только одела ее в современное платье, но и передала в позе женщины характер этого персонажа. Такая всесторонняя работа над образом, по мнению Гулизар Султановой, очень важна, потому что сверхзадача художника–постановщика — это не только создание визуального ряда спектакля. Самые мощные представители этой профессии работают так, что их видение порой диктует режиссуру спектакля. Как непревзойденный пример такого подхода Г.Султанова упомянула Эдуарда Путерброта, которого считает до сих пор лучшим среди дагестанских театральных художников. Она высоко оценила эту работу Ротте и рекомендовала Лакскому музыкально-драматическому театру, в чьем репертуаре есть «Ромео и Джульетта», обратить внимание на художественные находки Ютты в осовременивании образов. Морально–этические вопросы, поднимаемые в пьесе, так злободневны, что просто требуют перенесения действия в сегодняшний день. И тогда театр становится зеркалом реалий сегодняшнего дня.
Выставку сопровождало музыкальное оформление. Квартет Камерного оркестра Даггосфилармонии исполнял популярные произведения мировой классики.
Статьи из «Культура»
Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене

Ашуг, сын ашуга

Нескучная музейная ночь

Ценить и свято беречь

Народный соловей

Зеркало времени
