X
08:06 20.08.2020

С музыкой по жизни

История ансамбля кумузистов Коркмаскалинской школы искусств началась 20 лет назад, когда исполнитель народной музыки на древнем кумузе Джамалутдин Бамматов сплотил детей переходного возраста (13-14 лет), проявляющих интерес к музыке, в единый коллектив.

Париж (Франция) – лауреат I степени на VIII Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Русские сезоны – хрустальная пирамида»; Всероссийский детский центр «Орленок» – призер Х Всероссийского фестиваля детского художественного творчеств «Адрес детства – Россия»; Санкт-Петербург – призер Международного фестиваля «Волшебная феерия»; г. Измир (Турция) – гастроли ко Дню защиты детей; г. Железноводск – участие в Международном фестивале «Радость планеты». Это хронологический список за последние шесть лет гастролей и лауреатства в престижных международных детских культурных мероприятиях в нашей стране и за рубежом ансамбля кумузистов Коркмаскалинской школы искусств.

– Приобщая детей к духовному наследию своего народа, важно дать им не просто знания о народной культуре, а возможность осмыслить ее значение для каждого из нас. И начинать это надо с детства, – убежден заслуженный работник культуры РД, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» Джамалутдин Бамматов.

В этом же возрасте, что и его воспитанники, он, ученик Коркмаскалинской общеобразовательной школы, после землетрясения в Дагестане в 1970 году в ряду других подростков был отправлен продолжать учебу в древний город на Волге Ярославль. Ученики сгруппировались в дружную компанию, спутницей которой стала семиструнная гитара – весьма модный инструмент подростков тех лет.

Упрочил знакомство с полюбившейся гитарой Джамалутдин на службе в армии, где он играл в духовом оркестре. Но не прервал дружбы с семиструнной, когда после службы поступил в Даггосуниверситет на исторический факультет. Выступал в ансамбле «Сирена». Все студенческие вечера, фестивали, концерты в ДГУ проходили с активным участием Джамалутдина Бамматова. Три года с дипломом учителя он преподавал историю и обществоведение в школе родного села.

В Доме культуры, куда молодой учитель часто заглядывал, с 1985 года работало отделение игры на кумузе. Родовые корни дали о себе знать. Народный инструмент объединял в душе Джамалутдина мелодии гор, степей, могучей Волги, у берегов которой он полюбил звучную гитару, зародившую в нем потребность в музыке. Частые посещения Коркмаскалинского дома культуры укрепили решение учителя сменить профессию. Старшие товарищи – знатоки фольклора, инструменталисты-народники одобрили его намерение. А так как жизненным правилом Д. Бамматова было делать все основательно, со знанием предмета, он поступил в Махачкалинское музыкальное училище в класс балалайки, затем закончил оркестровое отделение колледжа культуры. С этим багажом специалиста Джамалутдин Асадулаевич основал в Коркмаскале ансамбль юных кумузистов.

Музыка для него не нечто развлекательное, под ритмы чего можно отплясывать лезгинку. Музыка, он убежден, рождает благие мысли, способствует очищению души, помогает выжить в экстренных ситуациях, сплачивает, может сдружить людей. В связи с этим Джамалутдин вспоминает историю, рассказанную ему фронтовиком много лет назад. Дело было во время Великой Отечественной войны в госпитале. Один из раненых солдат с разрешения врачей достал кумуз, и палата наполнилась мелодиями-воспоминаниями о горах, ауле, близких и таких родных людях. Вдохновенная музыка все больше привлекала слушателей. В палате собрались раненые, кто мог ходить, медсестры, врачи. Старинная музыка у каждого в душе рождала свои картины из мирной жизни. И чем больше приходило измученных войной солдат, тем вдохновеннее играл горец. Один из раненых, превозмогая боль, стал искать источник лившейся по госпиталю музыки, внимая родным звукам. Им оказался земляк из Дагестана. Так музыка сдружила двух солдат, которые после выписки попросились в один полк и вместе били врага, мстя за оскверненную фашистами Родину.

Вот и своим ученикам Джамалутдин Асадулаевич не только прививает навыки игры на кумузе, но и рассказывает о значении музыки в жизни людей, а бывая с ребятами на фестивалях «Горцы», «Каспий – берега дружбы», «Играй, душа», в поездках по разным городам страны, обращает их внимание на культуру других народов, национальные инструменты, их звучание, обогащая познания подростков в музыкальном искусстве. Не потому ли его ученики укрепились в своем решении поступать на музыкальные отделения вузов, специализированных училищ. Да не угаснет тяга молодого поколения дагестанцев к фольклорным традициям!

 

Похожие

От чистого истока

51
Лауреатов премии «Душа Дагестана» в республике к этому дню насчитывается 112 человек. Все они...

Оставаясь верным театру

37
Когда в его родное село Гвани приезжал Аварский театр, для всех сельчан был великий праздник....

Притягательная сила театра

34
Творческими взлетами премьер, разочарованиями, сомнениями на репетициях живет народный...

Между небом и землёй

40
С детства Асхабали Гасанов (на снимке) любил слушать по радио песни Сайгидсалима...

Статьи из «Культура»

Комедия с ноткой грусти

7
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

7
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

97
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

31
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

108
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

24
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

44
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

29
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

217
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...