Сакля под скалой

Есть в Дагестане небольшой аул Акнада. Приютилась там под скалой небольшая тоже сакля. К ней над речкой проложена узкая тропинка. Идти по этой тропинке мне доставляет огромное удовольствие. Впрочем, как и по любой горной тропе, а тут ещё ты идёшь к кунаку.
Но, должен сказать, удовольствие это довольно редкое. Потому что хозяин сакли здесь бывает не так часто. Работа, повседневная суета – город цепко держит горцев в своих мегаполисных щупальцах и ревниво следит за тем, чтобы они были только однолюбами. Однолюбами одного только города.
Но не перехитрить цивилизации горцев, тем более акнадинцев! Они считают свой аул самым уютным и красивым уголком на планете. Хозяин той сакли под скалой Багавудин написал книгу «Кавказская Сибирь». И представьте себе, так он назвал свой симпатичный аул Акнада, который любит, я полагаю, больше, чем любой другой акнадинец. Но где Кавказ, где Сибирь?
И всё же не будем торопиться с выводами. Профессиональный советский и российский дипломат Багавудин Алиев ничего не нафантазировал: в пору первой Кавказской войны наши предки и называли Акнаду «Кавказской Сибирью». Дело в том, что имам Шамиль ссылал сюда своих провинившихся наибов и мюридов – сбежать отсюда было практически невозможно. Богосский хребет своими четырёхтысячниками и ледниками смыкал аул в узком ущелье реки Кила.
Багавудин Расулович, конечно же, не мог не воспользоваться столь контрастным географическим топонимом для названия книги, рассчитанной на широкий круг читателей в нашей стране. Хорошо помню её презентацию. Было это в 2011 году. Следующая книга «Первое в Аравии» появилась в 2021 году. И вот на днях новый труд Багавудина Алиева – «Как это было», очень тепло принятый в творческих кругах и общественностью республики.
Должен откровенно сказать, что горжусь своим земляком и дружбой с ним. Тут дело вовсе не в землячестве. Ну представьте себе: мальчишка-сорванец из «Кавказской Сибири» становится профессиональным дипломатом в ранге чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса, работал в системе МИД СССР и РФ, занимал общественные должности в посольстве СССР и РФ в Сирии, в постоянном представительстве РФ при Организации исламского сотрудничества, являлся консулом России в Ливии, генеральным консулом РФ в Джидде (Королевство Саудовская Аравия). Между длительными загранкомандировками работал в родной республике на ответственных должностях. Конечно, для исполнения столь непростых обязанностей потребовалось и профессиональное владение арабским и английским языками.
Имея столь престижный послужной список, опыт и колоссальное количество наблюдений в широком диапазоне, как можно было почивать на лаврах в роли пенсионера? Вот так и родились книги Багавудина Алиева, одна из которых уводит нас в глубь веков, в антропологию, этнографию и лингвистику («Кавказская Сибирь»), другая («Первое в Аравии») рассказывает историю Генерального консульства России в Джидде, третья («Как это было…») смотрит глазами очевидца на события в Стране гор в 1991–1995 годах, когда результат разрушения СССР повлиял на судьбу каждого из нас самым негативным образом. Тут надо упомянуть, что ещё в 2001 году вышла монография Багавудина Расуловича «Северокавказская диаспора на Ближнем и Среднем Востоке: история и современность», которая также касалась человеческого материала, наверное, самого ценного, что Творец создал на планете Земля.
«Как это было…» – книга ценна своей объективностью, написана добротным слогом, представляет большой интерес и для журналистского корпуса республики, поскольку в ней речь идёт о государственных деятелях, с которыми в сложное время сталкивались работники всех СМИ Дагестана.
…Багавудин, когда же мы с тобой вновь встретимся в твоей скромной сакле под скалой? Вновь полюбуемся великолепными пиками Анчобала, Осука, Цункалятль? Попьём студеной водицы из реки Кила, рожденной ледниками Беленги? Поговорим о новых творческих планах? Скоро, говоришь?
Тогда до встречи!
Статьи из «Культура»
Два корифея, два мира

Сохраняя традиции предков

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

Даже если взгляд не видит…

Поэт, и ничего кроме

Мировоззрение и жизнь

Художник смыслов

Священная ценность

Был такой аул

Тимпан как образ

С «алмасовским» звучанием
