Купить PDF-версию
X
08:48 28.11.2024

Семантика формы

Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной, открытой и замкнутой рамками внутреннего мира, близкого и далекого, в котором все подчинено законам реального физического пространства.

Архитектура мыслей и чувств

В своем творчестве известный дагестанский художник Тагир Гапуров умышленно старается не прибегать к новомодным тенденциям. Все, что он воспроизводит, можно считать его родовой устроенностью, рождающей мыслительный процесс, заложенный самой природой. Той самой, закодированной, выдающей порциями подсознания то извечное, что зовется генетикой духа, что превращает человека в часть мироздания, существующего по своим законам.

И вовсе не случайно его авторский проект носит название «Семантика формы», в лексическом значении которого содержание, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, его свойстве.

Тагир Гапуров, окончивший в свое время факультет промышленного дизайна университета имени С. Г. Строганова, – автор целого ряда музейных экспозиций и выставок, проектов, каждый раз удивляющих особенной авторской зоркостью, демонстрацией в сложном простого, что труднее всего удается выразить как на холсте, бумаге, так и в объектах, фактурах.

Земля и камни

Интуиция не подводит мастера. И знакомые с творчеством Гапурова говорят о его выставке «Земля и камни», что органичному соединению пространственной философии мастера способствовала сама атмосфера выставочной лаборатории, в которой объекты раскрывались в последовательности, задуманной автором.

Мастер познает будущее, пропуская через себя то, что связывает людей и небеса, что уводит воображение не в мнимое будущее, а в то, что запрограммировано вечностью. С малых лет познав силу земли и камня, он стал провидцем, расширив рамки сознания, усвоив взаимосвязь человека и природы. Каждая из его работ – погружение в первородность человечества, от которой он не только не ушел в инновационный век, но и открестился от технологичного, наполненного тем, что вытесняет человека, заменяя его совершенными машинами.

Пра-пра-родословная

Тагир Гапуров намеренно выбирает для создания арт-объектов самый простой, созданный природой подручный материал. И вглядываясь в его композиции, дивишься точечной работе мастера, поражаясь, как подобное может выйти из-под рук человеческих, столь кропотливы усилия при создании эксклюзивных образов, предметов. Может быть, поэтому в иллюзорных объектах каждый видит то, что вызывает у него ассоциации, то, что таится в подсознании, всплывая в памяти острыми воспоминаниями, уводя еще дальше, в эпохи, откуда ведет начало пра-пра-родословная.

Это абстрактные и одновременно реальные формы. В этом талант мастера, точно рассчитывающего свои силы. Он и сам – тот созерцающий мир философ, позволяющий увидеть в привычном необычное, создавая восприятие виртуальной действительности. Его художественный мир содержит в себе смысловую замкнутость пространства как знак свободы-несвободы, просматриваемой в зыбкой дымке образов «Соляриса», развиваясь по своим законам. Мастер признается, что ассоциативное детство и есть та фактура, к которой он прибегает. Это та среда, что сформировала его мировоззрение, а полученные знания нанизываются на сердцевину ощущений, знаков, продиктованных сверху, просматриваемых в тех вещих снах, в которых он витает между небом и землей.

Семантика формы

Мастер рассказывает о детстве в родовом селе Хоточ, в котором произрастали необыкновенные сады, что нашло отражение в его работах, где прослеживается историческая пространственная связь, рождающая символы, внутри которых бьется пульс. Они живые, очеловеченные руками мастера, того, кто владеет тайной превращения неодушевленного в живое. Отсюда его приверженность к простым материалам, веткам, найденным в высокогорном лесу, предметам быта, вековая история которых поражает мудрой устроенностью, целесообразностью в веке современном. Это вполне себе арт-объекты, воспроизводящие психологию горцев, действительности, в которой они пребывают. Все это позволяет художнику создавать то самое концептуальное искусство, органика которого объединяет в себе традиционность и новаторство в творчестве.

Исконное, концептуальное

Мастер, создающий современное концептуальное искусство, близок к исконному. Все ему поддается – дерево, камень, металл, глина, современные технологии, материализующиеся в уникальные проекты. Он остается преданным той особой приближенности к природной глубинной психологии, что со временем становится только глубже, острее. Счастливое соединение нестандартности мышления и того, что зовется зовом предков, не просто позволяет Гапурову создавать эксклюзивное, но трансформировать его в авторское пространственное мышление.

Он сам считает себя художником своей земли, акцентируя внимание на генетическом коде, управляет которым упрямая кровь, воспроизводящая на современном художественном языке то, что происходит в мире. И это может быть смертоносный ковид, воплощенный в образе дьявола, и война, пожирающая человеческие жизни. Но это и любовь, и умиротворение, дыхание жизни, побеждающей зло. В этом Тагир Гапуров видит родовую башню, на которой держится жизнь человеческая, создавая узоры вековой мудрости. В этом суть искусства по-гапуровски, в этом его миссия.

Статьи из «Выставки»

О Дагестане и дагестанцах

10
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Нравственный ориентир

6
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Быт и природа родного края

45
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Бренд и место силы

116
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Акция памяти

16
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

На страже безопасности

9
Пожарная охрана России отметила свое 375-летие. Ее возраст отсчитывают от «Наказа о Градском...

Свет, легкость, невесомость…

17
В выставочном зале Дома культуры «Вперёд» в Долгопрудном (Московская область) открылась...

Старый город жив

170
Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в...

В стиле ретро

27
Фотограф-коллекционер Заур Муллаев в очередной раз порадовал горожан своим новым проектом...

Символ печатной графики

240
В Дагестане проходит ставшая уже традиционной IV Международная биеннале печатной графики...

Земля в миниатюре

14
В Историческом парке «Россия – моя история» открылась уникальная фотовыставка «Нити»....

Большой мир маленького Дагестана

18
Выставочное пространство Пятигорского краеведческого...