Купить PDF-версию
11:42 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
09:02 09.11.2018

«Шамсутдин – наш Никулин»

Однажды на репетицию спектакля «Провинциальные анекдоты» актер Лакского театра Шамсутдин Капланов пришел с загипсованной ногой. Режиссер Магомедарип Сурхатилов, увидя это, собрался отправить его домой лечиться, но Капланов настоял: «Зачем я буду бестолково отлеживаться? Скучно мне так. Давайте дело делать».

Премьера спектакля прошла на ура. Режиссер, комментируя успех постановки, часто вспоминал актера и его поступок. «Преданный своей профессии и зрителю, он сделал все как надо. Я получил огромное удовольствие работать с ним», – говорил Сурхатилов.

С той премьеры прошло больше года, а рассказ о гипсе на ноге артиста отпечатался в моей памяти. Недавно Капланову как одному из ведущих актеров, много лет проработавшему на дагестанской театральной сцене, было присвоено звание народного артиста Дагестана. Известию несказанно обрадовались его поклонники. «Шамсутдин это звание заслужил. Для нас он уже давно наш, родной, лакский Никулин», – можно услышать от постоянных зрителей театра.

— До Никулина мне еще о-­го-го как далеко! Это был великий актер. Не знаю, почему так стали меня называть. Слишком высокая похвала, не думаю, что заслужил, – смущенно говорит актер.

А зритель считает иначе. Не будем спорить. За 18 лет, что Капланов выступает на родной сцене, люди хорошо его изучили. Теперь уже многие идут на премьеру, чтобы увидеть своего любимого актера.

Сегодня Шамсутдину Шапиловичу даже немного не по себе от такого признания. Он помнит, как нерешительно, со страхом выходил на сцену и выступал перед зрителем. Он вспоминает…

— Это было в конце 90-х. Я после окончания музыкального училища как мог зарабатывал, выступая на свадьбах и других торжествах. Время было трудное, надо было как-то выживать. Не знаю, кто рассказал бывшему художественному руководителю Лакского театра Валерию Абдуловичу Эфендиеву обо мне, но он пригласил меня выступить на одном из традиционных праздничных весенних концертов. Потом стал все чаще звать. А как-то раз пригласил к себе и сказал, что решил задействовать меня в спектакле «Парту Патима». Постановка большая, актеров не хватало. Одну из маленьких ролей дали мне. Я и не помню, как звали того моего героя. Слов было немного, на сцене долго стоять не пришлось бы, ну и я подумал: «Была не была, попробую». Хотя немного боялся, но все прошло нормально.

Спустя несколько лет, когда ушел на пенсию один из актеров, игравший друга и соратника Парту Патимы Ахмеда, эту роль, уже новый художественный руководитель театра Бадрижат Магомедгаджиева предложила сыграть Капланову.

— Этой новой задачи я по-настоящему испугался. Одно дело — сыграть в эпизоде, другое – практически на всем протяжении спектакля быть на сцене. Я ведь не учился на актерском, не был знаком с законами сцены… Но старшие коллеги уговорили и подержали меня всем, чем могли. Ларина Омарова, Рая Бутаева и другие наперебой давали советы. Уверенности вселяло и то, что Бадрижат Набиевна твердо сказала: «Сможешь, Шамсутдин, все будет хорошо».

Так оно и произошло. Сегодня ценители театрального искусства, исследователи дагестанского театра отмечают, что за годы работы в родном театре Шамсутдин Капланов вырос в замечательного актера, его не зря любит публика. Вот что говорит о нем театровед, историк дагестанского театра Гулизар Султанова:

«Шамсутдин Капланов – актер широкого творческого диапазона, создавший на сцене целую галерею ярких, запоминающихся характеров комического и драматического плана в спектаклях разных жанров и тематики. Среди них такие, как коварный злоумышленник Салман и мудрый стратег Сурхай-хан в постановке «Хан Муртазали», могильщик, философ и прагматик в «Гамлете», острый на язык, смекалистый, хитроумный приказчик Акоп в музыкальной комедии «Ханума», поэт-демократ Маммадай в «Щаза из Куркли», Камаев и Угаров в «Провинциальных анекдотах», Молла Насрутдин в одноименной пьесе М. Курбанова и другие герои в спектаклях репертуара Лакского театра. В создаваемых им образах органично сочетаются достоверность и импровизированная легкость, эмоциональность и многообразие черт и красок. С особым блеском, внутренней энергией он создает сложные, многогранные образы несхожих между собой судеб, возрастов и темпераментов, придавая драматургическим образам и глубину, и выразительность, и масштабность звучания».

Добрые слова критиков и любовь публики нацеливают артиста постоянно работать над собой.

— У меня нет особых секретов, просто надо всегда стараться наладить контакт со зрителем. Если не будет контакта, ты как бы не выучил роль. Какой бы ты ни был мастер, тебя не запомнят.

— За 18 лет вы сыграли много разноплановых ролей. А какие ваши самые любимые?

— Честно говоря, я всегда больше любил играть в комедиях. Не знаю почему, мне в них комфортно. Помню, в детстве, в школе тоже любил шутить, рассказывать анекдоты, и мне очень нравилось, когда это веселило всех. За это часто и в угол ставили (смеется). А сейчас мне нравится, когда я играю и зрителям в зале весело и смешно. Ведь вокруг столько негатива, у каждого столько забот, хлопот. Если я могу хоть немного в их жизнь привнести позитива, помогу ненадолго отвлечься от суеты будней, думаю, это здорово.

— Вас действительно большинство зрителей любит за ваших комичных персонажей, и всем привычнее видеть вас в амплуа такого балагура и весельчака. Этот образ не мешает играть в драмах?

— Первое время, когда режиссеры решили доверить мне роли в серьёзных постановках, где явно не до смеха, помню, даже многие коллеги не верили, что у меня что-то может получиться. Это был своего рода вызов. Мне хотя и комфортно в комедиях, но хотелось попробовать свои силы и в более серьёзных постановках. Сыграл в «Хане Муртазали» Сурхай-хане, и коллеги признали, что я могу вырасти из комедийных образов.

— А зрители?

— А с ними чуть сложнее, конечно. Им больше времени требовалось. И бывало, что когда выходил вначале на сцену в трагических или драматических постановках, они никак не могли свыкнуться, что я сейчас ни разу их не развеселю. Однажды я играл в спектакле «Амет-Хан Султан» полковника НКВД. Такой суровый мужик мой герой. Выхожу на сцену, и зрители начинают хлопать и смеяться. Я еле сдержался, чтобы не поддаться этой реакции публики. Но потом они привыкли к моему образу, и все прошло нормально.

— Не было обидно?

— Нет. Как можно на зрителей обижаться? Ведь ради них и работает актер. А если за мной закрепился образ шутника и весельчака, так пусть. Я нисколько не переживаю по этому поводу, только рад. Но когда надо, я соберусь и сделаю все, чтобы и мои несмешные герои были близки моему зрителю.

Коллеги Шамсутдина Шапиловича, режиссеры, с которыми ему довелось работать, и зрители точно знают, что слово свое он сдержит и никогда никого не подведет.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

107
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...