Шедевры из кожи

Статуи, маски, портреты, панно, необычные композиции и предметы обихода, сделанные руками Гасана Эфендиева (на снимке), поражают даже самое смелое воображение. Более того, среди его работ есть и модели целых аулов и, что символично, они представлены в музее «Дагестанский аул» на персональной выставке мастера.
– Это не образ какого-то отдельно взятого села, а сохранившиеся в моей памяти горские дома, улочки, мосты, балконы, – рассказывает он студентам 5-го курса худграфа ДГПУ, которые до этого спорили о том, из чего сделаны изделия: из камня или глины. – Может, и выглядит, как керамика, но перед вами кусочки кожи. Стараюсь работать так, чтобы не оставалось отходов.
Молодежь заваливает его вопросами. Больше всего будущих профессиональных художников интересует процесс сушки – как «застывают» работы и почему они не падают…
– Несмотря на кажущуюся сложность, технология обработки кожи проста и в то же время оригинальна: кожа вымачивается в воде, затем я мну ее руками, растягиваю, сжимаю, скручиваю. Получившаяся форма просто сушится. Отдельные части при необходимости соединяю между собой с помощью шнуровки, – делится секретами умелец.
В новом свете
Скульптурные композиции необычайно притягательны, они несут в себе внутреннюю авторскую концепцию. Так привычный материал раскрывается в новом свете. Даже для искушённого зрителя выставка творческих работ Гасана Эфендиева под названием «Кожевник-шорник из Шовкра» – нечто фантастическое.
Сегодня это самый известный дагестанский художник, работающий с кожей. Родился он в 1974 году в с. Шовкра Лакского района. С детства любил рисовать. В 20 лет его увлекали ювелирное дело, каллиграфия, изучал надписи на аджаме, высеченные на старых надгробных камнях. Но когда выпускник дагестанского филиала Московского автодорожного института оказался на Дагестанском мясокомбинате и стал обрабатывать кожу, то понял, что хочет работать именно с этим материалом.
Специально кожевенным делом Гасан не занимался, не учился мастерству и у профессионалов. Работая обувщиком, прошел путь от подмастерья до ведущего мастера.
Потом на смену обуви пришли сумки, кошельки, ремни, ковры, маски…
Ему посоветовали ехать на выставку на московском ВДНХ. Среди экспонатов, что привез, была кожаная «африканская» маска. Всеобщее внимание к ней и утвердило в мысли повернуться лицом к искусству, кожаным скульптурам…
Одни называют Эфендиева ремесленником, другие – художником, третьи –скульптором… Но с чем не поспоришь, так это с тем, что каждое его произведение – настоящий кожаный шедевр, их можно поместить в лучшие музеи мира.
Семь техник и полгода работы
Схема знаменитой дербентской цитадели Нарын-кала – пожалуй, наиболее сложная работа мастера. Этой композиции, сделанной из цельной бычьей кожи, самое место в музее крепости.
– На всё про всё у меня ушло полгода, – говорит он и показывает на полотно. – Вот гауптвахта, ханский дворец, бани, зиндан, здесь водохранилище, газон, дорога. Использовал семь техник, в том числе лепку и насечку. Пытался сделать под старину, экспериментировал с красками. Хотелось, чтобы схема выглядела так, будто ее только что откопали археологи.
Схема цитадели, как и некоторые другие предметы, действительно кажутся чем-то древним. Но они вполне комфортно соседствуют с современными арт-объектами. Помните приезд Наташи Королевой и Тарзана в Гунибский район? Звездные гости, как и народный артист Дагестана Тагир Курачев, являются эфендиевскими героями.
– Гасан в буквальном смысле лепит своих героев, они узнаваемы. Не знаю, есть ли в нашей стране еще один такой мастер, – делится впечатлениями зрительница Тахмина Акаева.
Внимание другого посетителя долго удерживали скульптуры «Мариуполь», «Донбасс» и «Свеча скорби». Медсестра Настя из Донбасса приехала в Дагестан в свой отпуск. Девушке хотелось увидеть родину героев, самоотверженных, сильных и отважных ребят, которые помогали ей и ее коллегам из Донецкого центра травматологии, ортопедии и нейрохирургии.
– Поразительные работы, я восхищена фантазией автора, – отзывается гостья. – В Дагестане воспитывают не только бойцов и истинных патриотов, но и великолепных художников, скульпторов…
Лица, которые нас окружают
В экспозицию вошли более 200 экспонатов из кожи, причем сделаны все они вручную. Мастер находится в постоянном творческом поиске – новых материалов, техник, форм и образов. Заставляет нас по-новому взглянуть на обыденные вещи.
– Словно гончар из глины, скульптор из дерева или камня, Гасан Эфендиев создает произведения искусства из кожи, – отмечает председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов. – Внимание большинства посетителей притягивает стенд с масками. Приглядевшись, возможно, каждый узнает лица, которые его окружают. При всей своей образности они – выразители тех или иных чувств. Маска «Молчание – золото», например, выглядит нарочито грубо, но в ней интересная сюжетность. Модель, как подсказывает мастер, изготовлена из скальпа быка. А в кожаной скульптуре «Горянка» Эфендиев передает образ в целом.
Выставка «Кожевник-шорник из Шовкра» – не первая в творческой биографии нашего героя. Его арт-объекты оценили по достоинству в Москве, Санкт-Петербурге, Боливии, некоторые его работы находятся в частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом.
Открыть для себя мир мастера может любой желающий: выставка в музее «Дагестанский аул» работает до 19 апреля. А может, вам повезет, и вы попадете на мастер-класс Гасана Эфендиева.
Статьи из «Культура»
Литературная республика

Поэт и воин

Ботишал – это вам не утка

Дом, где жил поэт

Добрая традиция

Легенда мирового цирка

По типовому проекту
