Щелчок. Кадр. Жизнь
Вот не даст соврать наш редактор: найти хорошее фото к материалу – это иногда большая проблема. И будь твой текст хоть трижды замечательным, если нет хорошей «картинки», читатель его и не заметит. Потому что первое впечатление рождается от снимка. Фотография – это ключик к ларцу с драгоценностями. Драгоценностями из откровений, размышлений, диалога…
Хорошо, что есть у нашей редакции друзья-фотографы, которые частенько и очень даже безвозмездно приходят на помощь. Об одном таком человеке сегодня и пойдет речь. Тем более и повод подходящий есть. Совсем недавно мы отметили День фотографа.
Итак, наш друг – фотохудожник Хаджимурад Зургалов. Хотя кто ж его не знает? Он член Союза журналистов России, член Общественного совета при МВД. А его фотографии неизменно радуют нас на различных выставках. Одна из них – мультимедийная выставка – откроется в Историческом парке уже в сентябре этого года. Ее приурочили к 25-летию разгрома международных бандформирований. По задумке авторов, это будет интерактивная выставка, содержащая фото- и видеоматериалы из личного архива Хаджимурада Зургалова. В 1999-м году он был в рядах ополченцев. Рисковал жизнью в боевых действиях.
Хаджимурад – натура сложная, увлекающаяся, порой противоречивая. Ну художнику это простительно. Он любит фотографировать лица простых горцев. Любит Дагестан. Не так, как все мы, а какой-то особенной любовью. Потому что не просто принимает его как данность, а пытается разгадать тайны родной земли, постичь ее многовековую мудрость. Через знаки, непонятые письмена, легкие, как дуновение, намеки.
Начав фотографировать мальчишкой на обычной «Смене» в родном краю Бацада Гунибского района, он из простого фотолюбителя превратился в профессионала со своим узнаваемым почерком.
Фотография для Хаджимурада – решающий промежуток времени между «еще рано» и «уже поздно», и уловить его, понять, когда нужно сделать щелчок, – высшее искусство.
Фотографы, профессионалы высокого класса, говорят, что настоящий фотомастер не должен быть подобен казахскому акыну, который поет о том, что видит. Наоборот, он должен продумывать снимки заранее. Обострять происходящее, чтобы еще больше подчеркнуть его суть.
Фотография для Хаджимурада – решающий промежуток времени между «еще рано» и «уже поздно», и уловить его, понять, когда нужно сделать щелчок, – высшее искусство
Наглядным примером этого является одна из фотографий Зургалова, снятая в Кадарской зоне в августе – сентябре 1999 года. На фоне разрушенного дома курица высиживает яйца (на снимке). Символично? По мне так очень. Жизнь продолжается несмотря ни на что. И это начало новой жизни, зарождающейся в яйце, подчеркивает суть.
Фотографий, которые сделал Хаджимурад, собралось даже не сотни тысяч, а, наверное, уже миллион. Если бы это была пленка, то вполне можно было обмотать ею земной шар.
Фотохудожник категорически против ретуши в своих произведениях.
– Фотография – всего лишь световой сигнал, стремительно промчавшийся через линзы и замерший в виде фотоизображения. Всего лишь миг, пойманный бесстрастным объективом. Но он связывает нас с жизнью. Той самой, не ретушированной, а настоящей жизнью. С ее правдой, ее болью, с ее радостью, – говорит мастер.
Портретные снимки, красота природы, таящаяся в ее заманчивой простоте, великие и непознанные тайны солярных знаков… Все это можно увидеть на картинах фотомастера Зургалова. И любоваться, и восхищаться, и размышлять. И каждый видит в этих снимках что-то свое. В этом, наверное, и есть настоящая магия.
Как я уже говорила, Хаджимурад – человек сложный, противоречивый. Интервью с ним у меня откровенно не получилось. Он не мог просто отвечать на заданные стандартные вопросы, ему это было неинтересно. Важнее – увлечь собеседника своим видением мира, к которому я оказалась не совсем готова. Например. Отвечает на вопрос, как началось увлечение фотографией, и вдруг останавливается и задает встречный вопрос: «А ты знаешь, что означает слово «годекан?»
– Общественный центр в селе, – отвечаю я.
– Нет. Годекан – это место силы. Почему на годекане сидят по кругу? Потому что круг – замкнутое пространство, аккумулирующее внутри себя энергию.
Вот такой неожиданный ответ на, казалось бы, простой вопрос.
Так и с фотографиями Зургалова – во всем есть свой, сакральный смысл. И его снимки, его работы – это его собеседники. Их число пополняется. Потому что он думает, переживает, продолжает говорить с теми, кому близки, нужны и понятны его слова.