Смеяться и грустить по-вампиловски
Рассказать историю на все времена, вызывающую радость сквозь невидимые миру слезы, когда одна крайность переходит в другую. Таким неоднозначным и наполненным самыми разными чувствами вышел новый спектакль Кумыкского музыкально-драматического театра «Провинциальные анекдоты» по одноименному произведению советского драматурга Александра Вампилова.
В основе спектакля две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». На первый взгляд легкие, забавные ситуации, происходящие с героями, оборачиваются высокой трагедией, а проблемы и конфликты, затронутые автором в 70-х годах прошлого столетия, воспринимаются зрителем как чрезвычайно актуальные и в наши дни.
Действие обоих «анекдотов» происходит в захудалой провинциальной гостинице «Тайга». В первом – мелкий начальственный хам администратор гостиницы Семен Калошин испуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека из министерства – метранпажа. Почти гоголевская конфузная ситуация провоцирует целый каскад гротескных ситуаций, неожиданных поворотов сюжета. Кто же такой таинственный метранпаж? Зритель дожидался ответа на этот вопрос.
Во втором «анекдоте» шутовская выходка двух друзей, похмельных экспедиторов, приводит к явлению «ангела», предлагающего безвозмездно сто рублей совершенно незнакомым людям. Их реакция на бескорыстное добро оказалась более чем удивительной и в некотором роде пугающей.
Почему же именно Вампилов и его пьесы стали основой очередной постановки Кумыкского театра? Этот вопрос мы задали режиссеру спектакля Зауру Алиеву.
– Мне всегда импонировало творчество Вампилова, – рассказывает Алиев. – Нравятся комедии положений, а эта вещь – именно тот случай. А еще это именно тот случай, когда комедийная лирика соседствует с острой социальной сатирой и трагедией. Познакомившись с таким произведением, по-другому начинаешь анализировать действительность.
– По-вашему, о чем прежде всего говорит Вампилов в своей пьесе?
– О том, что люди теряют самих себя, свою душу, давая всему мещанскому захватить себя. Вот, к примеру, «История с метранпажем». Да, смешно, да, чистой воды анекдот, но если убрать все конфузные ситуации и взглянуть глубже, мы видим, что на самом деле хотел показать автор. А именно то, каким жалким может быть человек, когда в своем чинопочитании забывает о достоинстве и сам себе мешает жить.
В пьесе же «Двадцать минут с ангелом» Вампилов обрисовал героя, который совершенно бескорыстно хочет помочь людям. Им движет благородное чувство. Но люди его не понимают. Каждый пытается найти какой-то подвох. Понятие «просто так» непонятно обществу, где каждый делает только то, что может принести какую-нибудь выгоду. К сожалению, ничего не поменялось. И во времена Вампилова и сегодня бескорыстность – это какой-то порок, вызывающий недоумение.
– Есть ли у вас в планах поставить на родной сцене еще что-нибудь из творческого наследия Вампилова?
– Я читал много произведений этого автора. Первая пьеса уже работает и привлекает зрительский интерес. Хочу еще поставить пьесу «Старший сын». Пока это только в задумке, но думаю, что руководство театра идею поддержит.