Сохранить наследие предков
Расцвет камнерезного искусства в горном Дагестане восходит к XIII веку. К этому времени появляется слой мастеров – зодчих по профессиональному строительству архитектурных объектов. Тогда же и возникла необходимость строительства оборонительных сооружений. А потому в селах появлялись сигнальные, сторожевые, боевые башни, позже – жилые.
Рассматривая фотографии древних башен, наполняешься гордостью за предков, строивших эти замысловатые сооружения, и за последующие поколения, сохранившие древнюю архитектуру горцев Кавказа.
Международный день охраны памятников и исторических мест Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» и Ингушский музей краеведения им. Т. Мальсагова отметили совместной фотовыставкой в Махачкале «Башни Кавказа: Дагестан и Ингушетия».
Материалом для строительства башен служил природный неотесанный камень сланцевой породы. Его собирали вдоль осыпей или кололи большие глыбы на более мелкие неправильной формы. Каменщикам предстояло при строительстве умело подгонять неотесанные камни, проявляя недюжинное мастерство. Кладку вели без скрепляющего раствора, насухо или с применением глины в пустотах между камнями. Возводили башни высотой до 20 метров, обычно пятиэтажные, редко в шесть-семь этажей – как в селении Мусрух Шамильского района. Боевые башни строили на подходе к селу, сигнальные – в отдалении.
На стенах некоторых башен до сих пор сохранены графические знаки, вероятно, магические символы. Например, в Дахадаевском районе существовала целая система сигнальных башен. В случае нападения врага на башне зажигался огонь, оповещая соседей о беде. Величественные боевые, сигнальные, сторожевые башни в селениях Хицари, Зубанчи, Амузги и других были возведены на заре камнерезного искусства.
Все башни Дагестана, представленные на фотовыставке, прямоугольные. Исключение составляют круглой формы сооружения в селах Гапшима (Акушинский район) и Ицари (Дахадаевский район). Находилась башня в удобном месте, с нее подавался сигнал о приближении врага большому числу людей. Высотою в 16 метров четырехэтажное сооружение своим сигналом призывало население готовиться к отражению неприятеля. Попасть на верх башни можно было только через люки в потолках, по веревочным лестницам, которые убирались, так что она была недоступна для нежелательных гостей.
Всего в Дагестане 310 оборонительных сооружений, из них 235 башен различного назначения.
В Ингушетии башни более совершенны и интересны внешне. Они сооружены в едином стиле архитектуры, компактны, лаконичны, сужающиеся кверху, с каменной крышей, известковой обмазкой и желтой покраской снаружи. Сужение дает наклон стен внутрь, это стратегически верно. Сброшенные камни ударялись о стену и рикошетом поражали врага, приближающегося к башне. Благодаря каменной крыше ингушские объекты хорошо сохранились. Но есть и плоские крыши на башнях, встречающихся в местах с бедным населением, в труднодоступных уголках Ингушетии. Каменные крыши стоили дорого, поэтому только богатый, сильный род мог построить башню классического стиля.
К фотографиям на выставке есть пояснения об истории башен. Смотришь на них и поражаешься оригинальности, функциональности этих сооружений, восхищаешься мастерством зодчих далекого времени. И это все сооружено в горах, без дорог и механизмов, в краю, изолированном от внешнего мира. Башни стоят в горах Кавказа много веков и повествуют нам о силе духа предков, их мастерстве, смекалке, о стремлении к независимости, сохранении покоя на своей древней земле.
Выставка знакомит посетителей с культурой, самобытностью, историей Северного Кавказа, призывает беречь наследие предыдущих поколений.
– Но и в наше время есть продолжатели архитекторов прошлого. Так, построен комплекс «Ватан», переданный Министерству культуры РД. Есть пример строительства жилой башни в горах Дагестана, – говорила на открытии выставки Зумруд Сулейманова, генеральный директор Музея-заповедника «Дагестанский аул».
– Выставка наглядно убеждает нас сохранять богатство, доставшееся нам от предков, чтобы не терять генетического кода народа, – говорила о значении представленных фотоматериалов Заретхан Плиева, зам. директора Ингушского музея краеведения.
В Махачкале в людных местах появляются макеты древних башен, что дает представление молодежи об истоках профессиональной архитектуры Кавказа, о том, какое место занимали башни в композиции села, как предки осваивали природную среду, придавая эстетике важное значение. Выставка – толчок к восстановлению разрушающихся башен, ведь даже руины – свидетельства культуры горцев, и они должны быть сохранены. И эта совместная выставка дагестанцев и вайнахов – пример скрещивания наших культур.