X
09:12 28.03.2018

Соприкосновение душ

Выпуск - 2018 №№ 69-70
133

Творчество народной поэтессы Дагестана Ханбиче Хаметовой давно стало общественным достоянием нашей республики. Знают ее поэзию и в других регионах страны. В многочисленных произведениях лезгинской поэтессы (стихи, поэмы, венки сонетов, легенды, драмы и др.) прослеживается неиссякаемая любовь автора к щедротам отчей земли, ее трепетное волнение при общении с ней и с историей народа, прошедшего долгий и порой драматический путь своего развития в общей семье дагестанских народов.

Былые исторические вехи горцев мастерски отшлифованы в поэтически ограненных строках, написанных горячим и вдохновенным сердцем Ханбиче. Она как бы незримо присутствует в тех исторических драмах, которые описывает. Взять хотя бы легенду «Духовное богатство», отражающую борьбу горцев с завоевателем Тамерланом. В отрывке произведения, переведенного на русский язык Мариной Ахмедо­вой-Колюбакиной, отчетливо вы-
рисовывается картина варварско-захватнической политики Тамерлана и его безжалостное отношение к коренным жителям Страны гор.

Узду судьбы держа рукой заклятой,
Разлил над полумиром блеск венца
Тот, кто вошёл в историю когда-то
Под именем Железного Хромца.

Упруги, как натянутые струны,
Как волчьи стаи, обнажив клыки,
Ощерились на все концы подлунной
Его неисчислимые полки,

Внимательно покорны – ждут сигнала:
Лишь взмах руки и – дрогнула земля
Тяжёлым гулом горного обвала
По серебру степного ковыля.

… А после них – лишь пепел
и страданья,
Огромные кострища – после них.
Да горькие, чуть слышные рыданья
Оставшихся (надолго ли?) в живых.

К сожалению, читатель, не владеющий лезгинским языком, лишен возможности наслаждаться всеми достоинствами и палитрой произведений Ханбиче Хаметовой, поскольку труды народной поэтессы Дагестана, переведённые на русский язык, сквозят многочисленными вольностями и отступлениями, они лишены изящности, образных выражений, а некоторые и вовсе не соответствуют оригиналам. Процитированный выше отрывок – не исключение.

Стихотворения поэтессы отличаются патриотичностью, искренностью, правдивостью и многогранностью. Они вобрали в себя самобытное национальное искусство и культуру лезгинского народа, не растворив и не обесцветив его «вольнодумием» западной «фальшивости».

Если внимательно прочитывать и процеживать через сито души произведения Ханбиче, тесно связанные с жизненными принципами, нетрудно будет заметить ту неиссякаемую любовь и преданность к своей Родине, её идеалам, к выдающимся представителям лезгинской беллетристики (ашуг Саид Кочхюрский, Етим Эмин, Сулейман Стальский), благодаря которым лезгинская литература достигла своего расцвета.

Защищая эти принципы как собственную жизнь и достоинство, Ханбиче Хаметова много повидала и пережила, начиная от чудовищно несправедливых обвинений до потери любимых и близких сердцу людей. Однако, несмотря на все потрясения, она, не выпуская своего поэтического знамени, держала и продолжает держать себя в высшей степени достойно. Ей абсолютно чужды такие материально-меркантильные понятия, как богатство, тяготение к славе, погоня за наживой. В исторической легенде «Духовное богатство» поэтесса говорит:

Мирская слава, что волна морская —
Ей жажду до конца не утолить:
Чем больше пьёшь, на чашу налегая,
Тем больше пьёшь и больше
хочешь пить.

Тема любви к отчей земле – наиважнейшая для всего поэтического творчества Ханбиче. Нет ничего удивительного, что именно в этой теме образ Родины занимает главенствующее положение и раскрывается во всей своей многогранности.

Из века в век земля отца и сына
От деда внуку голос передаст —
И не страшны неволя и чужбина,
Коль есть земля, где поминают нас:
Она одна – и горе, и кручина,
И первый вдох, и выдох
в смертный час.

С Ханбиче Хаметовой меня связывают не только литературная дружба и взаимопонимание, а в первую очередь глубокое, чисто человеческое уважение и неиссякаемая любовь к её творчеству. Я решил попытаться перевести на русский язык и представить русскоязычному читателю одно из последних произведений Ханбиче Хаметовой – поэму «Стон саза».

Эта поэма посвящена великому лезгинскому поэту и ашугу, классику дагестанской литературы Саиду Кочхюрскому, творчеством которого я тесно занимался последние годы, перевёл большую часть его стихов на русский язык и опубликовал отдельной книгой под названием «Ашуг Саид Кочхюрский: народ и свобода». И тем глубже был мой интерес к «Стону саза», поскольку произведений, посвященных этой великой личности, – неисчислимое множество, некоторые из них были переведены мною и включены в вышеназванную книгу. В поэме Ханбиче Хаметовой меня поразили её внутренняя канва, неразрывная художественная ткань образов и сравнений.

Ни для кого не секрет, что во время перевода происходит соприкосновение различных друг от друга литературных «душ». Можно не колеблясь сказать: при отсутствии эмоционального, смыслового, личностного соприкосновения автора и переводчика велик риск, что получится не перевод, а пересказ. Учитывая все эти нюансы, я решил работать сообща с Ханбиче, дабы проникнуть в дух и характер подлинника, избежать «отсебятины» при переводе и постараться, насколько это возможно, передать не только смысл и духовно-эмоциональный настрой автора, но и приблизить его к мировосприятию русского человека. Более того, эти «переговоры» давали мне шанс ближе ознакомиться с многолетним опытом, поэтическим чутьём и жизненно-литературным багажом народной поэтессы.

Признаюсь, пришлось попотеть. Многократные переработки после каждого прочтения поэтессой «предварительного» перевода оказались делом весьма трудоемким, но в то же время и довольно поучительным. В конце концов поставленная цель была достигнута. Я приобрел ценный опыт совместной творческой работы с мастером национальной литературы.

Тэги:
поэт,

Похожие

Его стихи – огонь по невежеству

24
Известный русский писатель Николай Тихонов, который...

Поэт и воин

34
Помню, 15 лет назад Муталиб Митаров (на снимке), известный табасаранский поэт и общественный...

Поэт непростой судьбы

58
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

За вклад в поэзию

38
Председатель Дагестанского отделения Союза российских писателей, президент Клуба...

Изысканная и вечная

174
Великий итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи о поэзии говорил как о «живописи,...

Он прославил Дагестан

708
– Вот мои книги, – показывал на своих односельчан поэт, – у них в голове записаны все песни,...

«Дело поэта – гордое дело»

178
Ежегодно 18 мая народы многонационального Дагестана отмечают день рождения Сулеймана...

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

21
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

8
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

39
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

67
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

82
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...