Сосуд, полный тайн
В руки ученым-археологам попадают артефакты древнего мира, но сенсацию вызывают немногие. Это могут быть фрагменты керамики, каменного оружия, древние жилища и даже целые города и поселения. Ценные находки позволяют прикоснуться к прошлому, разгадать тайны, которые тысячелетиями оставались неразгаданными. Следы деятельности древнего человека изучают, консервируют, сохраняют.
В богатой экспозиции зала «Археология» Национального музея РД им. А. Тахо-Годи хранится уникальный сосуд эпохи бронзы (рубеж III-II тыс. до н.э.). Сосуд был обнаружен археологической экспедицией ИИЯЛ Дагестанского филиала Академии наук в 1953 году у селения Великент Дербентского района под руководством В.Г. Котовича.
– Он лежал в гончарном горне вместе с десятью различными по форме и величине керамическими сосудами. Этот сосуд выделяется среди остальных своеобразным рельефным орнаментом в виде антропоморфного (человеческого) изображения. Справа и слева от спиралевидных «рук» имеются отдельные спирали по две с каждой стороны. Такие изображения в исследованиях древней истории интерпретируют как символы воды, солнца, бесконечности, жизни и плодородия, – рассказывает научный сотрудник Национального музея Марьям Сагитова.
Помимо целого сосуда, в фондах музея имеются обломки стенок с таким же орнаментом антропоморфной фигуры, а также спиралей, концентрических кругов, ромбов и других знаков. Подобных сосудов в дальнейшем, в процессе раскопок в Великенте и на других археологических памятниках, было найдено много. Этот орнамент давно привлек внимание исследователей в его связи с другими, в том числе закавказскими памятниками куро-аракской культуры эпохи ранней бронзы. Они видят в мотиве орнамента трехчастный символ Великой Матери – богини плодородия. Здесь уместно вспомнить танцующую богиню с наскальных изображений близ селения Чирката в платье, напоминающем по форме колокол, сплошь покрытом ромбами – женской символикой. «Платье» антропоморфной фигуры данного сосуда тоже заполнено двумя рядами геометрических фигур, образующих растительный орнамент.
Рельефный орнамент в виде пиктограммы в следующие три тысячелетия постоянно присутствует на предметах материальной культуры Дагестана. Еще в 60-е годы прошлого века в горах можно было найти дома с грандиозными деревянными столбами, подпиравшими крышу, на которых присутствует такой же орнамент. Наносить изображения, орнаменты люди начали с давних пор. Считается, что так наши предки не просто самовыражались, а защищались.
Каждый рисунок имеет глубокий смысл, в основе его лежат символы и знаки. С ними, как правило, связаны магические верования: тот или иной штрих, рисунок может уберечь, отвести дурное влияние. Ежедневно ученые пытаются внести ясность в историческую летопись: опровергают, доказывают… Так рождается истина. И маленький кусок керамики или осколок стеклянного браслета способен привести к важным открытиям.
– Подобной яйцевидной формы керамические сосуды активно использовались в быту дагестанцев. Главным образом для приготовления и хранения бузы – ячменного пива разной крепости. В Дагестане исследованием этих сосудов занимается специалист по эпохе бронзы Рабадан Магомедов. Он предположил, что в них хранили не только бузу, но и галлюциногенные грибы (мухоморы), которые использовались в ритуальной практике. Интересно, что до сих пор во многих дагестанских языках сосуды такой формы называют «хъаба», а это слово совпадает с названием «гриб». Позже, после принятия ислама, во многих языках грибы стали называть «шайтIан къаппа», «шайтIан тIагъур» т.е. запретное, недозволенное, – дополняет рассказ коллеги научный сотрудник фонда «Археология» Аида Курбанова.
В Национальном музее республики хранится не просто керамический сосуд, а уникальный артефакт, позволяющий нам лучше представить мифологические воззрения древних людей, их быт и духовный мир.