Созидание как судьба
На сцене Дагестанского театра оперы и балета состоялась премьера оперетты Франца Зуппе «Прекрасная Галатея», давно ставшей классикой музыкального искусства. Этот веселый, озорной спектакль одобрительно был встречен зрителем, восторженно кричавшим в финале «Браво!» Это был подарок зрителям от молодой поросли театральной молодежи, теперь уже считающейся артистами, ведь после спектакля они получили отличные оценки, дающие им право на получение диплома с указанием именно этой специальности: артист музыкального театра, организатор театрального дела, педагог.
Кто и где готовит специалистов такого профиля? В программе к спектаклю дано пояснение: дипломный спектакль студентов театрального факультета кафедры музыкального и классического искусств Даггосуниверситета. Дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Наида Абдулгамидова. Вот, кто нам все расскажет, подумала я и напросилась на встречу.
Наида Абдулгамидова. Это сочетание имени и фамилии хорошо известно в республике не только работникам учреждений культуры. Начинала она свою профессиональную деятельность после окончания Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, широко известной в культурном пространстве мира. Получив диплом с отличными оценками дирижера хора и преподавателя хоровых дисциплин, она на этом не остановилась и, к этому времени будучи мамой своего первенца, без перерыва в учебе закончила ассентуру в аспирантуре консерватории. Вот с таким багажом Наида вернулась в Махачкалу.
Неуспокоенность – это одна из главных черт ее характера. Еще учась в Махачкалинском музыкальном училище, Наида жадно впитывала уроки своего педагога Хизгела Ханукаева, а на каникулах молила: скорей бы сентябрь, чтобы узнать, что предложит маститый учитель разучить на новом этапе познания профессии, о которой она мечтала с детства.
Именно неуспокоенность, жажда совершенства в работе вывели ее в лидеры. В пять лет она стала первой обладательницей первого отечественного пианино «Ростов-Дон», первой выпускницей с красным дипломом музучилища, первой дагестанкой с дипломом Московской консерватории, первой дагестанкой в такой мужской профессии как дирижер хора. Первая, впервые – эти два слова будут сопровождать ее по жизни.
Семнадцать лет Наида Абдулгамидова, урожденная Алиева, была министром культуры Дагестана. Разные характеристики ее сопровождали в эти годы. Но я бы ее характеризовала одним словом – созидатель. И этого у нее не отнять. Судите сами. После окончания консерватории она пришла на работу в Даггосуниверситет и первое, что сделала – организовала хор студентов. В основном выходцы из горных селений, не знавшие поначалу, что такое хоровое пение, за короткое время собрали дипломы и благодарности нескольких конкурсов и многих выступлений. Хор тогда пел не только популярные произведения дагестанских композиторов, но и фрагменты из опер «Князь Игорь», «Иван Сусанин» и так далее. Ее тогдашние ученики Тагир Курачев, Абакар Хайрулаев и многие другие стали именитыми певцами, организаторами концертных выступлений.
28-летний хормейстер Н.Абдулгамидова выводила на стадион «Динамо» объединенный хор Махачкалы, насчитывающий в своем составе сотни людей, и дирижировала им завидно профессионально. Пели сочинения Дагирова, Агабабова, Шуберта, Шебалина, Чайковского, Гайдна, Мусоргского, Флярковского, Глюка, Россини… Классики много было в репертуаре.
Бывший декан музфакультета Дагпедуниверситета, директор музучилища с большим багажом педагога и музыканта-практиканта Наида Абдурахмановна была выдвинута министром культуры Дагестана. Раньше на такой пост назначали людей с организаторскими способностями. Впервые, утверждая ее министром, был взят ориентир на творческую профессию, учитывая опыт профессиональных навыков, знания специфики отрасли, лидерство.
Она вступила в должность министра в сложный период, когда жизнедеятельность учреждений культуры была затруднена не только в Дагестане. Недостаточное финансирование, отток лучших творческих кадров, падение престижа профессий, связанных со сферой культуры, и, как следствие, качественный упадок уровня творческих коллективов, повлекший снижение эстетических вкусов населения. Наряду с сохранением культурных традиций актуальной задачей было создание условий для освоения новых, престижных для республики классических форм культуры.
— Помню, как вы тогда в конце 90-х партизанскими методами создали Дагестанский театр оперы и балета. И это во время, когда по стране из-за нищенского существования закрывались учреждения культуры, концертные залы пустовали, многие артисты подались за рубеж, а в Дагестане создавали новый театр. Создавали без собственного здания, без достаточного числа классических вокалистов, инструменталистов и какой бы то ни было материальной базы…
— Это не совсем так… Для создания театра, я была убеждена, основа была. К тому времени был опыт постановки балета Н. Дагирова «Парту-Патима» и оперы Г. Гасанова «Хочбар», получивших широкий резонанс и высокие оценки специалистов и прессы. Надо было стимулировать творчество, активность тех, кто остался, развить их потенциал. Наличие в Дагестане классической музыки, представленной сочинениями различных жанров – оперы, балета, симфоний, музыкой к фильмам, постановкам… Это многое определяло мою цель создать театр оперы и балета. К тому же театр поощрял бы творчество композиторов к созданию сочинений крупных форм.
При министре Н. Абдулгамидовой были поставлены первая опера, первый балет, появились камерный оркестр, хореографическая студия при ансамбле «Лезгинка», театральный факультет ДГУ для воспитания кадров, омолодился ансамбль песни и танца Дагестана, отреставрировано здание для «Лезгинки», открылись Азербайджанский, Ногайский, Табасаранский театры, Дербентский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который был включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, театры гастролировали в Турции, Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Алма-ате, Баку, Ставрополе… Перечень заслуг Н. Абдулгамидовой в справочнике «Знаменитые люди Махачкалы» занимает 30 строк. Это ли не дает права признать ее Созидателем?
Уже будучи на заслуженном отдыхе Наида Абдурахмановна создает новое отделение на факультете культуры ДГУ. Первый ее выпуск успешно защитил дипломы спектаклем «Прекрасная Галатея» о древней и вечно молодой истории о статуе, оживленной силой великого таланта ее создателя.
И на вопрос, кто готовит артистов, ответ прост: люди, преданные искусству, в числе которых кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени», ордена Почета, народная артистка Дагестана, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии РД, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, обладатель многих других наград Наида Абдурахмановна Абдулгамидова.