Сын степи
Кругом люди, много людей, со всей республики… А будто никого и нет, будто есть только ты и «Катастрофа», созданная им в 1978 году и оставленная нам. Под ней – «Ворона», рядом – «Кадрия». Возле неё собираются люди, фотографируются, указывают на руки... Она в белом платье – символ чистоты, невинности, непорочности, света. Чуть дальше он – Мастер – в красно-огненных тонах. Это автопортрет.
Шум затихает, слышен только стон раскаленной зноем степи. Не уйти, не сбежать, остаётся ждать. «Ожидание» в светло-коричневых тонах, растворяющийся «Зов верблюдицы», «Проводы», «Дети с деревянной коляской», «Старики», «Уходящие в вечность»… обрушиваются на голову «Ливнем воспоминаний».
К ногайской бабушке в национальном костюме возвращаюсь – не договорили, не разглядела, а от «Вечности» хочется бежать, захватив с собой «Ночную лампу» и помахав на прощание «Женщине в красном». Всё это странно. Его картины – буйство эмоций, разных интонаций, быстро меняющихся внутренних ощущений – от волнения и страха до полного уюта и безопасности. И мурашки по коже от «Нежности». И детали, знакомые многим, из родных селений. А может, и незнакомые совсем, но будто свои, будто встречались и есть что вспомнить. От этих картин, этюдов, эскизов остается долгое послевкусие… Оно длится годами. Нет, это навсегда.
… В Союзе художников РД прошла выставка, посвященная поэту, художнику, хореографу, заслуженному деятелю искусств Дагестана, члену Союза художников России Сраждину Батырову, – основоположнику ногайского изобразительного искусства. 4 апреля ему исполнилось бы 70 лет.
«Он родился в 1951 году в с. Выше-Таловка Тарумовского района РД. В 1971 году окончил Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала. Сраждин Батыров оставил богатое культурное наследие. Им было создано более 200 произведений в самых разных жанрах живописи. Древняя культура народа – кочевники, быт, обычаи, песни, легенды – стала для него источником творческого вдохновения. Отсюда и картины «Из детства», «Невеста», «Ритуальный танец», «Осенью», «Валяют войлок», «Пекут хлеб», «Ортеке».
Сраждин был не только профессиональным художником, но и прекрасным резчиком по дереву, знатоком ногайского фольклора, собрал более ста народных песен и сазов (мелодий), проделал огромную работу по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, подбору музыкальных инструментов. Он не раз приезжал в ногайские села Астрахани, где буквально по крупицам собирал ногайский фольклор, изучал историю костюма, элементы древней обрядовой хореографии ногайцев. Благодаря подвижничеству Сраждина были возрождены танцы астраханских, крымских, кубанских, дагестанских ногайцев. Они и сегодня составляют основу репертуара ногайского фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай», у истоков создания которого он и стоял.
Сраждина Батырова часто приглашали художником-оформителем на крупные межрегиональные фестивали. Он занимался оформлением детского журнала «Соколёнок», создал десятки изумительных эскизов национальных костюмов для государственных ансамблей танца «Лезгинка», «Дагестан», «Вайнах», «Айланай». При его жизни издан иллюстрированный сборник детского фольклора «Ай айданак», повесть «Албаслы». Художник всегда носил вышитую национальную рубашку с ногайским орнаментом, великолепно играл на старинном музыкальном инструменте «шынъ-кобуз».
В апреле 1992 г. Сраждина Батырова не стало. Его жизнь – яркий пример беззаветного служения своему народу. Его именем названо село, где он родился, создан музей в Терекли-Мектебе Ногайского района», – сообщается на сайте Министерства культуры Дагестана.
Искусствовед Татьяна Петенина рассказывала, что ему было суждено прожить короткую, но наполненную высоким смыслом и самоотверженным творческим трудом жизнь. Универсальный талант, благородная душа, драматическая судьба…
– Сложно обозначить главное направление его деятельности: художник, этнограф, фольклорист, прикладник, педагог, хореограф, музыкант, танцор, актер, сценограф, дизайнер, поэт, прозаик, книжный график – этот список можно продолжить. Многое начиная с нуля, в одиночку, не имея практически никакой материальной и моральной поддержки, он заложил основы таких новых для ногайцев видов профессионального искусства, как живопись, сценография, хореография, реконструкция традиционного и дизайн сценического костюма.
Скоропостижный уход С. Батырова в 41 год оборвал многие его начинания. При жизни Сраждина не было ни одной его персональной выставки. У него была договоренность с руководством Государственного музея этнографии народов СССР (г. Ленинград) о проведении выставки его работ совместно с декоративно-прикладным искусством ногайцев. Затем эта выставка должна была демонстрироваться в Дагестанском музее изобразительных искусств. Осуществить этот проект художник не успел, – рассказывала искусствовед.
В 1994 г. уже после смерти Батырова в Дагестанском музее изобразительных искусств совместно с Республиканским домом народного творчества была организована выставка «Эльгезер» и выпущен каталог живописи и графики – скромный, без иллюстраций, но дающий представление о масштабе его творческого наследия. В 1998 г. в музее была открыта выставка С. Батырова на фоне декоративно-прикладного искусства ногайцев. В 2004 г. к открытию I Международного фестиваля ногайской национальной культуры «Ногай Эл» в музее прошла выставка «Золотой кочевник», на которой, кроме работ Батырова, было представлено творчество и других ногайских художников. В 2018 г. Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» на площадке Центра этнической культуры организовал выставку «Сраждин Батыров. Эскизы костюмов», представляющую важнейшую часть его творческого наследия – реконструкцию традиционного ногайского и создание сценического костюма народов Дагестана, Кавказа и Средней Азии.
Впервые художественное наследие С. Батырова предстает в таком объеме и полноте, отражая все этапы и направления его многогранного творчества: от ранних этнографических зарисовок дорогого душе мастера ногайского мира до картин середины 80-х, наполненных глубокими раздумьями о судьбах своего народа, от экспрессивных, исполненных боли полотен, посвященных трагической гибели великой ногайской поэтессы Кадрии, до экспериментальных поисков художественного языка, адекватно передающего новое эстетическое сознание последних лет.