Театральный роман Людмилы Ибрагимовой
Зачатки ее романа со сценой проявлялись рано. Мама – Нина Лушникова – часто водила маленькую Люду в кукольный театр. И это было так естественно. В роду дядя отца – Исмаил Балугов – народный артист ДАССР, тетя – Шагун Ибрагимова – заслуженная артистка РСФСР, гордость народа и Лакского театра, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, мама тоже к искусству имеет отношение, она художник-реставратор Дагестанского объединенного музея (ныне Национального музея) им. А.Тахо-Годи. Нина Антоновна в театре как-то познакомила дочь с главным художником царства кукол Дмитрием Каланицыным. Этот восхитительный мир ее сразу очаровал.
Любовь к театру привела Люду в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. Ей и ее сокурснику, известному впоследствии художнику Салавату Салаватову, повезло, их учителями были Магомед Каир-Магома Юнисилау и Александра Марковская.
Жажда к совершенствованию привела Людмилу Ибрагимову в Тбилисскую академию художеств, а театральный Тбилиси, его незабываемая среда укрепила желание дагестанской студентки стать сценографом. Постановки выдающихся режиссеров Г. Лоркиланидзе, П. Фоменко, А. Товстоногова, С. Челидзе в сотрудничестве с волшебниками сценографии Г. Церадзе, Г. Гейне, Г. Гуния в Грузинском театре оперы и балета им. З. Палиашвили, Грузинском и Русском театрах драмы были предметом ее творческих раздумий и мечты достичь таких же высот в декорационном искусстве. Людмила старалась не пропускать премьер в любимых театрах, которые так многому учили ее – глубже понимать взаимосвязи автора пьес, режиссера, художника спектакля. В своих грезах она вместе с героями «Трамвая желаний», «Маскарада», «Бесприданницы», «Абесалома и Этери» бродила среди декораций – таких роскошных и всамделищных. А утром торопилась на занятия в класс профессора П. Лапиашвили, чтобы постичь театрально-декорационную науку.
Ее больше привлекали музыкальные пьесы. А потому дипломной работой она выбрала «балетные» темы: эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса и «Горянка» М. Кажлаева.
По возвращении в Махачкалу Людмила Ибрагимова осталась верна музыкальному театру и в содружестве с хореографом И. Матаевым работала над оформлением первого дагестанского балета «Парту Патима». Балетмейстер и сценограф понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда, у них были свой язык, своя тайна. Людмила Сергеевна явила собой новый тип театрального художника – сорежиссера, полноправного соавтора спектакля, непосредственно участвующего в его основной разработке. Сохранилась памятная запись: «Самому талантливому, прекрасному художнику, чей труд был весомым вкладом в балет «Парту Патима». Дорогая Людмила, твори, дерзай и побеждай! Спасибо. Матаев. Апрель, 1994 год». В удивительно выразительных костюмах Л. Ибрагимовой прослеживается энергичная линия, графическая смелость. В традиции сценографии она, несомненно, вносит свое понимание цвета, формы, пластики, организации пространства. Все это прослеживается на выставке художника, демонстрирующей мастерство Людмилы Ибрагимовой в галерее Театра поэзии в Махачкале в эти дни марта. К сожалению, многие ее работы утеряны, но то, что сохранилось, – это малая толика творчества, которое имеет большую ценность.
Людмила Сергеевна сейчас на заслуженном отдыхе, но продолжает работать в своей мастерской. Она делает эскизы декораций, костюмов, создает куклы в дагестанских и европейских нарядах. В ее работах свое аргументированное решение. Каждый вариант декораций – новый подход, новое художественное воплощение главной идеи автора пьесы, режиссера постановки. Созданные ею сценографические решения удивляют, восхищают и никогда не оставляют равнодушными зрителей.
Особое ее пристрастие – русская, мировая классика: пьесы «Антигона» Ж. Ануя, «Винтовка Терезы Каррар» Б. Брехта, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и другие. Ей не чужда живопись. Людмила Сергеевна неравнодушна к творческим людям. Как трогателен групповой портрет артистов Лакского театра, где запечатлены любимые ей мастера сцены. Смелая, энергичная кисть художника изобразила талантливых людей жизнерадостными и счастливыми. Мечтателя и поэта театра режиссера В. Эфендиева она написала с любовью и искренностью. Как тонко портретист Л. Ибрагимова передала характер дирижера Ш. Ханмурзаева, режиссеров и актеров С. Магомедова, М. Карпачевой, Ю. Колчина. Ею создана целая галерея творческих, близких по духу деятелей театра, музыкальной культуры.
С полной отдачей она работала в Лезгинском, Русском, Аварском, Лакском, Башкирском, Норильском театрах, где оформила более двух десятков спектаклей, как живописец и сценограф участвовала во многих выставках в Махачкале, Дербенте, Майкопе, Москве.
«Это эскиз Людмилы Сергеевны, моего педагога. Мне помнятся ее увлекательные, интересные занятия», – воскликнул ее бывший ученик Антон Путерброт (ныне живущий в Москве) на выставке «Художники театра и кино Дагестана» в Бахрушинском театральном музее в Москве. Уважаемый художник Л. Ибрагимова преподавала в Дагестанском художественном училище, Дагпедуниверситете, имеет немало последователей, которые с благодарностью вспоминают своего педагога и наставника.