Терки, Кизляр, Дербент
Собирая материал по истории российской таможни в Дагестане, более года я работал в архивах Дагестана, Азербайджана, Санкт-Петербурга, Москвы, Астрахани, Ростова-на-Дону, Дербента, Кизляра.
Помню, в Государственном архиве Азербайджанской Республики, в хранилище с документами таможен Порт-Петровска и Дербента, сам директор архива профессор Мамедов с гордостью воскликнул: «Вай! Здесь материалов на несколько докторских диссертаций хватит!». А в таможенном музее республики оформлено несколько стендов, рассказывающих о таможнях Дербента и Порт-Петровска. Поясню, что со дня создания, 25 октября 1810 года, и до 1925-го российские таможни Дагестана находились в ведомстве Бакинской портовой таможни.
Об этом подробнее. В архиве Азербайджанской Республики я обнаружил документы о том, что в октябре 1809 года Главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии Алексей Петрович Тормасов (на снимке) направил коменданту Баку генералу С. Репину Предложение, в котором писал: «Сбор таможенный с января 1810 года в Дербенте на откуп не отдавать никому. Оный должен поступать в казенное ведомство по учреждению в крепости заставы и по определению туда чиновников и поручить оный к исполнению Бакинской таможне». Там же, в архиве, хранится Предписание от 15 октября 1810 года, подписанное Его Превосходительством, генералом от кавалерии А. П. Тормасовым об открытии в Дербенте таможенной заставы. В новейшей истории именно эта дата считается днем основания Дагестанской таможни.
Меня часто спрашивают: почему 1810 год? Ведь Российская империя собирала пошлины в Дербенте еще со времен прихода сюда Петра I, а до его Персидского похода – в пограничном городке Терки, затем в Кизляре. На этот счет есть вполне разумное объяснение Государственного таможенного комитета России на запрос Дагестанского таможенного управления в 1995 году. «Нет письменных документов императора Петра Романова о создании в Дербенте российской таможенной заставы в начале XVIII века. Его указы о том, что следует установить караулы у ворот города и строго следить, сколько товаров ввезено в город и вывезено из него, пересчитать количество торговых лавок и купцов, занимавшихся здесь торговлей, не является основанием для приказа о дате создания дагестанской таможни с августа 1722 года».
Что касается Терков и Кизляра, то имеющиеся там заставы и таможни в XVII и XVIII веках находились в ведомстве астраханских властей и к Дагестану не имели никакого отношения. Об этом подробно рассказывают документы Кизлярского коменданта, хранящиеся в Дагестанском государственном архиве. Кстати, в архиве Санкт-Петербурга я видел План пограничной Кизлярской таможни, построенной в 1802 году (на снимке). Там же имеется рапорт, что «таможня перенесена после очередного набега горцев на левую сторону реки и развернута временно в палатках в Тополиной роще, в двух верстах от Кизляра. Через 10 месяцев она вернулась на прежнее место, где оставалась до ноября 1831 года, когда Кази-мулла совершил набег на Кизляр и сжег таможенную заставу».