The Beatles и все, все, все…
В преддверии Дня рождения «битломании» – 13 октября – разговор об известном на весь мир ансамбле, о своей молодости и нынешнем поколении завели махачкалинский «битломан», организатор клубной городской культуры Георгий Гарунов и мой коллега, журналист «Дагправды» Арсен Моллаев, любитель рока и мотоциклов. Интересный получился диалог.
– Песня «Битлов» «Yesterday», согласно Книге рекордов Гиннесса, исполнялась свыше семи миллионов раз в разных аудиториях. А ее же играли и в каждой подворотне, – восторженно говорит Георгий.
– Это эпохальный ансамбль, в честь которого названа площадь в Гамбурге в Германии. А с 2001 года по решению ЮНЕСКО 16 января отмечается Всемирный день легендарной ливерпульской рок-группы The Beatles. Известные специалисты сравнили ее влияние с той ролью, которую сыграл Бетховен. Мир музыки и общества разделился на эпоху «до» и «после» The Beatles, – соглашается Арсен.
– Под влиянием рок-н-ролла и джаза появился новый музыкальный жанр – скиффл, – вспоминает Георгий. – Молодые ливерпульцы, такие же, как «Битлы», без музыкального образования, пробовали себя, комбинировали стили… Если бы не музыка, то они стали бы обычными рабочими, мастеровыми.
– Самое главное, что «Битлы» запели свои песни. Например, тот же Элвис Пресли сам не писал песни и многое перепел, – заметил Арсен. – Хотя это было характерно для тех времен. А «Битлы» в скором времени стали исполнять только свои произведения.
Георгий: – Да, именно там, в Ливерпуле, 60 лет назад встретились две знаменитости – Джон Леннон и Пол Маккартни, основатели легендарной ливерпульской четверки. В нее вошли еще Джордж Харрисон и Ринго Старр. Кстати, на этой неделе была немаловажная дата – 9 октября основателю и лидеру группы Джону Леннону исполнилось бы 78 лет. Леннон был хороший организатор, хотя плохо играл на гитаре – его учили Харрисон и Маккартни.
Говорят, Леннон пытался писать тексты не хуже музыки Маккартни, а Маккартни писать музыку не хуже текстов Леннона. Такое соревнование не могло не привести к успеху. К 1960-му году The Beatles постепенно стали уходить от акустического стиля скиффл, играя более жёсткий электрический бит и ритм-энд-блюз, а их тексты стали переходить от любовной лирики к социальным и философским проблемам.
Арсен: – Тогда же шла война во Вьетнаме, против чего выступала значительная часть Европы, и «Битлы» не остались в стороне, они же выступали против социальной несправедливости. Как-то состоялся концерт в Лондоне в театре Принца Уэльского, собралось высшее общество. И тут Леннон обратился к публике с фразой: «Те, кто сидит на дешевых местах, хлопайте в ладоши. А остальные – просто побренчите своими драгоценностями!»
Георгий: – Да, тема социального протеста ярко освещена в песне «Yellow Submarine», в клипе на нее они сражаются со всемирным злом – нехорошими Синими Вреднючками. Для молодёжи по всему миру The Beatles стала примером для подражания, в том числе и у нас в СССР. Причёски и костюмы «под битлов» завоевали всеобщую популярность.
– А откуда взялся стиль «Битлз»? – интересуюсь я у приятелей.
– В Гамбурге участники ансамбля познакомились со студенткой местного художественного колледжа Астрид Кирхгерр. Именно она предложила новые причёски: волосы, зачёсанные на лоб и уши, а чуть позднее – пиджаки без воротников и лацканов, – отвечает Георгий. – Но главное, что сделали «Битлы», – это обозначили ценность не только музыки, но и текста. А еще они первые, кто перешел на студийную запись вместо концертных программ.
Знаешь, Ринго Старр рассказывал, что, когда музыканты выходили на сцену, зрители так кричали от восторга, что они не слышали, что играют. И Леннон, будучи старшим в группе, принял решение: больше концертов не давать, а играть в студии. Все равно прибыль была больше от продажи пластинок и кассет, чем от продажи билетов.
Арсен: – Помню день 8 декабря 1980 года, когда психически неуравновешенный США Марк Чэпмен застрелил Леннонав Нью-Йорке.
Георгий: – Я стараюсь не вспоминать такие печальные страницы – в жизни и так хватает стрессов.
— Целое поколение советских музыкантов начали играть под влиянием ливерпульской четвёрки: Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Башмет, Владимир Матецкий, Григорий Гладков, Александр Зацепин и многие другие. А в Дагестане какие группы вы бы отметили?
Георгий: – Пожалуй, «Карбюратор», «Плюс минус», «Тайм-аут», «Северный ветер». Они, можно сказать, стали в республике теми первопроходцами в рок-движении, которые стремились не просто перепеть тех же «Битлов», а выдать что-то свое. И это у них очень неплохо получалось.
– В советское время сложно было найти записи «Битлов»?
– В Махачкале, как, впрочем, везде по Союзу, было много чего нельзя, но достать можно было всё, что угодно, – улыбается Гарунов. – Я помню, были так называемые «биржи», где люди обменивались пластинками, кассетами.
– А как реагировала милиция на торговлю на «биржах»?
– На самом деле в 80-х годах появился закрытый список: что можно крутить на дискотеке, а что – нет. Это пошло после песни Pink Floyd, в которой они выступают против агрессии СССР. Речь идет о произведении «Get Your Filthy Hands Off My Desert» («Уберите свои грязные руки от моей пустыни». – Руслан Луговой) – антивоенная песня группы. Слова этой короткой песни отсылают к целому ряду военных конфликтов, в том числе говорится о вводе Брежневым советских войск в Афганистан.
– По рассказам еще одного меломана Махачкалы, хозяина рок-кафе Зии Ахмедова, в 70-х было проблемой купить пластинки в официальных магазинах, их раскупали перекупщики и затем продавали с серьезной наценкой…
Арсен: – Тогда начали выходить «миньоны» – мини-пластинки. Всё доставалось «из-под полы», они могли стоить 15-20 рублей. На «биржах» продавали кассеты, бобины, фото исполнителей. Если милиция задерживала, диски все-таки отдавали.
Кстати, Зия Ахмедов может рассказать, как в в 1990 году у нас в Махачкале побывал фронтмен известнейшей группы Deep purple рок-звезда Йен Гилан, и Зии посчастливилось попасть к нему в гостиничный номер, пообщаться со звездой, и даже распить с Йеном вместе кизлярский коньяк. Зия тогда подарил Йену мужской перстень с черным агатом. Так что, у Гилана остался небольшой сувенир и память о Дагестане, а у Зии – пластинка, подписанная звездой.
– Почему рок сейчас иссяк как явление?
Георгий: – Потому что рок – это авторская музыка, и она всегда должна быть новой.
Арсен: – Сегодня у молодежи нет своего языка протеста, а тогда был.
Георгий: – Ну почему? Сейчас это – рэп, который в принципе очень похож на русские частушки. Стихи и музыка отражают дух нашего народа. Сейчас рэп стал выражать и протест.
(… Еще в 2001 году Георгий создал первый клуб в Дагестане «Ливерпуль», где проходили творческие вечера, посвящённые разным музыкальным направлениям, отмечались даты, проводились шуточные конкурсы. Но главное – там собирались интересные люди. Сейчас Георгий Гарунов старается сохранить и даже воссоздать клубную жизнь городской культуры).
Думаю, влияние The Beatles на Дагестан в том, что появились такие люди, как Зия Ахмедов, Георгий Гарунов и другие, которые смогли разнообразить жизнь общества, дать то новое, чего раньше в нем не было.
Георгий: – Когда мы создавали клуб «Ливерпуль», рассчитывали на обычных людей со средним достатком, хотя многие мне предлагали создать клуб для элиты. Но я считаю, что элиты в Дагестане не осталось, есть просто люди с деньгами.
Сейчас в Дагестане больше всего востребована свадебная или ресторанная музыка. В этом нельзя никого обвинять, но можно создать прослойку в обществе, которая будет занимать свою нишу. А для этого нужны спонсоры, продюсеры, которые будут раскручивать талантливую творческую молодежь.
– Есть мнение, что рок слушают люди более интеллектуальные, чем те, кто слушает попсу.
Арсен: – Британские ученые решили определить, как стили музыки связаны с умственными способностями человека. Оказалось, что высочайший уровень интеллекта у тех, кто слушает тяжелую музыку – рок, металл и т.д. Чем сложнее музыка, тем труднее ее слушать, то же самое – с классикой. А вообще, самая лучшая музыка – это та, которую ты слушал в 15 лет. The Beatles как раз пришлись на нашу молодость. Они – лучшие! Они – навсегда!