В духе Агаты Кристи
В период пандемии театры не прекращали работу и продолжали ставить спектакли, готовя новые постановки к тому дню, когда смогут вновь радовать своего зрителя. И вот наконец-то зазывные афиши, оповещающие о премьерах, наводнили соцсети.
В числе первых свой новый спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе Роберта Тома представил Табасаранский театр. Постановка, в которой задействована большая часть женской труппы театра, получилась бодрой, сыгранной и… довольно смешной. Однако вечный вопрос – откуда в человеке берется желание творить зло – актуален на всем протяжении действа.
Пьеса Робера Тома «Восемь женщин», написанная в 1958 году, всегда была востребована в театре, а знаменитый французский режиссер Франсуа Озон даже снял по ней один из самых знаменитых своих фильмов, где концентрация звезд на экране зашкаливала. Причины такого успеха текста лежат на поверхности: водевиль с убийством в центре сюжета, где замкнутое пространство и внимание делят 8 женщин, можно поставить как угодно. Хотите психологический детектив, а хотите как драматическую историю. Главный режиссер Табасаранского театра Джанбулат Габибов, сделал нечто среднее, представив на сцене своего рода «семейный детектив». Художник-постановщик Майтаб Мамедова (художник Лезгинского театра) помогла воплотить режиссерский замысел, создав соответствующее обрамление.
Сюжет развивается в духе Агаты Кристи: на Рождество в особняке во французской глубинке собирается большая семья. И вот неожиданно случается трагедия – хозяина поместья находят мертвым в собственной постели. Кто же убийца? Жена, сестра жены, дочки, бабушка, горничные, родная сестра – любая из них подходит на эту роль… В подозрении находится каждый из присутствующих. Любая из этих женщин имела мотивы на совершение убийства, но смогли бы они совершить такое? По мере выяснения причин клубок интриг запутывается настолько, что зритель начинает подозревать всех и вся. Вскрываются мрачные семейные тайны, а скелеты так и сыплются из шкафов. Всё, что пряталось под маской добропорядочности, вылезло наружу – лживость, алчность, лицемерие, порочность. По ходу на зрителя сбрасывается ворох «грязного белья» героев, однако делается это не грубо, а изящно и с юмором.
«Спектакль «Восемь женщин» – это попытка разобрать по полочкам корыстные интересы окружающих жертву женщин и предложить подумать о том, как много вокруг нас таких людей, стремящихся в первую очередь к деньгам и не задумывающихся о своих родных людях и о том, сколько боли они могут им причинить, – говорит режиссер-постановщик. – По сути, каждая из восьми любящих женщин – некий шарж-перевёртыш. Кто-то прячет акции под подушку, кто-то ворует крысиный яд. И речь тут не о пресловутом женском коварстве или двуличии. Роберт Том в своем произведении попытался исследовать природу зла. Понять, является ли оно частью человеческой натуры или всё же есть следствие предлагаемых обстоятельств?».
Вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа, вопрос, который может стать предтечей серьёзной дискуссии. Возможно, именно поэтому пьеса знаменитого француза не одно десятилетие ставится в самых разных концах планеты. Увлекательный сюжет, который при этом заставляет о многом задуматься, – это то, что никогда не надоест.