В фотографиях – вся жизнь
Первая совместная фотография в альбоме, которому суждено было стать семейным. Тогда в 1972 году молодые, талантливые студенты Ереванского театрального института Шамиль Керимов и Патимат Гасанова и представить не могли, что их семейный альбом закроется через 35 лет. И вот уже десять лет она повторяет слова Нины Чавчавадзе: «Зачем пережила тебя любовь моя», глядя на эти две фотографии. В них встреча и прощание, начало и… конец. 35 лет, наполненные Любовью, о которой пишут книги и слагают стихи.
В 1969 году в Ереване открылась Лакская студия, и 14 молодых людей – 4 девушки и 10 парней – делают первые шаги по пути служения богине театрального искусства Мельпомене. Среди поступивших – отличник Кумухской средней школы Шамиль Керимов.
О сцене он мечтал с детства. Мир искусства манил его, звал за собой. И не беда, что родные не одобряют, твердят: «Не мужское это дело», главное, что он чувствует, знает – это его призвание.
Поступив в актерскую студию, Шамиль увлеченно, с большой охотой занимается всеми учебными предметами. Замечательные педагоги актерского мастерства профессор Арташес Григорьевич Овсепян и доцент Александр Григорьевич Кочарян всегда приходили на помощь своим питомцам, постигающим секреты актерской профессии. Шамиль Керимов со студенческой скамьи взял за правило самому находить зерно роли, не ждать режиссерской подсказки. Хотя он многому и научился у своих педагогов, но всегда стремился искать и находить основное и главное в каждой роли самостоятельно. Так было заведено еще с курсовых работ над отрывками.
А еще он — староста курса. С его обостренным чувством ответственности, Шамиль принимает на себя все заботы, проблемы и хлопоты молодых людей, оказавшихся далеко от отчего дома и опеки родителей. Но более других присматривается молодой актер к однокурснице Пате Гасановой, хохотушке и спортсменке, бунтарке с заливистым смехом.
— Я его поначалу не выносила. Какой-то он был весь правильный, педантичный сельский парень. А я родом из Буйнакска, в то время почти элита. Член сборной города по волейболу. В общем, мы были совсем разные. Но потом случилось так, что в дипломном спектакле нам пришлось играть вместе. Тогда-то я его внимательно и рассмотрела, – рассказывает Патимат Абдулаевна. – Поняла, какая прекрасная у него душа, какое большое и любящее сердце.
Молодых людей свела пьеса А. Ширвани-Заде «Из-за чести». Артист вспоминал, как трудно ему давалась работа над отрывком. Педагоги, однокурсники, ребята из других студий активно старались помочь Керимову. Но пока он сам скрупулёзно не изучил биографию своего героя, не «вывернул наизнанку «подноготную», не увидел его «профиль» и «анфас», не успокоился. И в результате создал интересный образ Арташеса Оторяна. Тогда же появилась та самая, первая совместная фотография.
В 1973 году, получив диплом, ребята вернулись в Дагестан, а 13 января артистка Лакского драматического театра имени Эффенди Капиева Патимат Гасанова вышла замуж за актера этого же театра Шамиля Керимова. Свадьбу гуляли всей труппой.
У молодой семьи было то, чему многие завидовали, – Любовь. Любовь друг к другу и к своей профессии.
— Знаешь, Шамиль очень меня любил, — рассказывает Патимат Керимова. – Но театр был смыслом его жизни. Он, что называется, «болел сценой».
Почти 35 лет безупречной работы, более 50 ролей. Зрителям особенно полюбились созданные им роли Арташеса Оторяна в драме А. Ширван-Заде «Из-за чести», Хасана в «Материнской славе» Р. Хубецовой, князя в «Казикумухской серенаде». А еще участие в первой дагестанской опере «Хочбар».
35 лет службы в театре – это не только цветы и поклонники, это бесконечные гастроли, выступления под открытым небом, спектакли на приспособленных сельских площадках, в колхозах и на кутанах. Но он был счастлив. Счастлив, что занимается любимым делом и дарит зрителям радость сопричастности с миром прекрасного. Зрительская любовь сделала его народным артистом Дагестана.
Было Шамилю Керимову в ту пору около 50 лет.
— Мы готовились отмечать его юбилей. Подготовка шла полным ходом, и вдруг — инсульт, — вспоминает жена.
А потом была борьба. За то, чтобы вновь начать говорить, шевелить рукой, вставать. Смотреть на это было тяжело, но он не сдавался, уж слишком сильна была любовь к театру и Патеньке. А она была рядом. Всегда.
Шамиль Гаджиевич выкарабкался из объятий смерти. Верил, что еще обязательно вернется на сцену, но… Ослаблен организм, вновь и вновь атакуют болезни. 10 лет он вел с ними непрерывную борьбу. И все эти годы Патимат Абдулаевна боролась вместе с ним.
Все вокруг говорили: «Бедная Патя, как ты это выдерживаешь?», а она отвечала : «Я не бедная, я счастливая. Он подарил мне такую любовь, что вы и представить не можете».
Свое шестидесятилетие народный артист Шамиль Керимов, парализованный на одну сторону и почти ослепший, отмечал в кругу друзей и родных. В их маленькой, но очень гостеприимной квартирке, знававшей много радостных событий, собрались коллеги по цеху, самые преданные поклонники, любимые и любящие люди.
И последняя совместная фотография, почти прощальная, где они снова вдвоем, сквозь время пронесшие любовь и нежность друг к другу. А вскоре Шамиля Гаджиевича не стало.
Прошло 10 лет. 2 февраля 2017 г. ему исполнилось бы 70 лет. Вот только маленькая частичка «бы» делает эту дату не радостной, а грустной.
— Министерство культуры Дагестана включило этот день в календарь памятных дат, — говорит Патимат Керимова. – Актеры театра, где он работал, хотят устроить вечер его памяти. Мне, конечно, приятно, что его помнят. А для меня Шамиль – живой. Он живет в каждой фотографии семейного альбома, в каждом письме, которые он мне писал, в каждом стихотворении, которое мне посвящал. Видишь этот цветок? Женское счастье называется. Это он мне его дарил. Веришь ли, он каждый год расцветает ко дню моего рождения. Это мой Шамиль меня поздравляет.