Первый был посвящен музыке Петра Чайковского, чьи произведения вот уже полтора столетия звучат во всех концертных залах мира, он так и назывался – «Чайковский навсегда», а второй фестиваль пригласил зрителей в чарующий мир танца «Танцующий Сизиф», демонстрирующий зрелость балетной труппы театра в постановке национальных хореографических спектаклей и классических на музыку Мурада Кажлаева, Петра Чайковского, Милия Балакирева, Людвига ван Бетховена.
Организаторы третьего фестиваля определили своей творческой задачей познакомить слушателей с музыкой дагестанских композиторов в крупном культурном проекте. Впервые музыка наших авторов составляет обширную целевую программу от опер, хоров, балетов до концертных исполнений вокалистов.
Фестиваль открылся национальной оперой «Хочбар».
… 80 лет назад началась новая эра в музыкальном искусстве Дагестана – основатель классической музыки Готфрид Гасанов впервые в истории Страны гор написал оперу – большое музыкальное произведение, совершенно новаторское, опережающее время, свидетельствующее о новом уровне культуры. Оно не могло быть известно широкой публике, так как республика не имела специализированного театра для реализации композиторского таланта, да и исполнителей академического вокала тогда было немного. А потому опера, опередив время и обстоятельства, долгое время находилась в архиве Г. Гасанова.
И только в 90-х годах прошлого столетия опера о героическом прошлом Дагестана была поставлена на сцене, громко заявив о потенциале музыкального искусства в республике, и стала весомым аргументом для создания в Махачкале Театра оперы.
«Хочбар» — общенациональная опера. Хотя сюжет ее рассказывает о борьбе за справедливость народного героя гидатлинца Хочбара против деспотичного хунзахского Нуцал-хана, но автор ввел в оперу более 30 народных мелодий, песен разных народов Дагестана, а потому она понятна широким массам слушателей, каждый народ воспринимает ее как свою, с жизненным сюжетом о борьбе с жестоким поработителем.
Музыка оперы чутко передает характер дагестанцев – веселая лезгинка в торжестве над ханскими нукерами, хороводная «Перизада», задорная ногайская песня «Биймамай», аварские мелодии в диалоге юноши с девушкой – все это чередуется с играми и танцами. Здесь и песня – размышление Хочбара, и мотивировка принять приглашение Нуцал-хана приехать к нему на праздник, хотя мать и джамаат отговаривают его от поездки в Хунзах. «Это ловушка», – говорят они. «Разве пристало волку перед лисой дрожать?» – решает Хочбар – любимый и популярный герой у народов Дагестана и Чечни. Не потому ли зрительский зал театра всегда полон, когда на сцене «Хочбар». Приятно, что больше половины пришедших на спектакль – это молодые люди. Нынешнее поколение волнует героическая тема, многие смотрят оперу не в первый раз, в школах пишут сочинения по патриотической легенде о Хочбаре, на музфаке в университете – о своих впечатлениях об увиденном в театре.
Вот и на сцене в этом сезоне опера своим сюжетом и музыкой Готфрида Гасанова вдохновляет молодых певцов – братьев Салмана и Белека Абасовых, Омара Омарова, Самада Шихженетова. Они с опытными вокалистами заслуженным артистом РФ Тагиром Курачевым, народным артистом РД Мухсином Камаловым, Светланой Мусаевой, заслуженной артисткой РД Сейжаной Беймурзаевой и другими составляют замечательный ансамбль исполнителей героев национальной оперы «Хочбар», открывшей фестиваль музыки дагестанских композиторов в Махачкале.