В плену дагестанской музыки
Начало ХIХ театрального сезона Дагестанский театр оперы и балета заявил масштабным проектом – республиканским музыкальным фестивалем «Мелодий пленительных родник». Этот фестиваль третий по счету.
Первый был посвящен музыке Петра Чайковского, чьи произведения вот уже полтора столетия звучат во всех концертных залах мира, он так и назывался – «Чайковский навсегда», а второй фестиваль пригласил зрителей в чарующий мир танца «Танцующий Сизиф», демонстрирующий зрелость балетной труппы театра в постановке национальных хореографических спектаклей и классических на музыку Мурада Кажлаева, Петра Чайковского, Милия Балакирева, Людвига ван Бетховена.
Организаторы третьего фестиваля определили своей творческой задачей познакомить слушателей с музыкой дагестанских композиторов в крупном культурном проекте. Впервые музыка наших авторов составляет обширную целевую программу от опер, хоров, балетов до концертных исполнений вокалистов.
Фестиваль открылся национальной оперой «Хочбар».
… 80 лет назад началась новая эра в музыкальном искусстве Дагестана – основатель классической музыки Готфрид Гасанов впервые в истории Страны гор написал оперу – большое музыкальное произведение, совершенно новаторское, опережающее время, свидетельствующее о новом уровне культуры. Оно не могло быть известно широкой публике, так как республика не имела специализированного театра для реализации композиторского таланта, да и исполнителей академического вокала тогда было немного. А потому опера, опередив время и обстоятельства, долгое время находилась в архиве Г. Гасанова.
И только в 90-х годах прошлого столетия опера о героическом прошлом Дагестана была поставлена на сцене, громко заявив о потенциале музыкального искусства в республике, и стала весомым аргументом для создания в Махачкале Театра оперы.
«Хочбар» — общенациональная опера. Хотя сюжет ее рассказывает о борьбе за справедливость народного героя гидатлинца Хочбара против деспотичного хунзахского Нуцал-хана, но автор ввел в оперу более 30 народных мелодий, песен разных народов Дагестана, а потому она понятна широким массам слушателей, каждый народ воспринимает ее как свою, с жизненным сюжетом о борьбе с жестоким поработителем.
Музыка оперы чутко передает характер дагестанцев – веселая лезгинка в торжестве над ханскими нукерами, хороводная «Перизада», задорная ногайская песня «Биймамай», аварские мелодии в диалоге юноши с девушкой – все это чередуется с играми и танцами. Здесь и песня – размышление Хочбара, и мотивировка принять приглашение Нуцал-хана приехать к нему на праздник, хотя мать и джамаат отговаривают его от поездки в Хунзах. «Это ловушка», – говорят они. «Разве пристало волку перед лисой дрожать?» – решает Хочбар – любимый и популярный герой у народов Дагестана и Чечни. Не потому ли зрительский зал театра всегда полон, когда на сцене «Хочбар». Приятно, что больше половины пришедших на спектакль – это молодые люди. Нынешнее поколение волнует героическая тема, многие смотрят оперу не в первый раз, в школах пишут сочинения по патриотической легенде о Хочбаре, на музфаке в университете – о своих впечатлениях об увиденном в театре.
Вот и на сцене в этом сезоне опера своим сюжетом и музыкой Готфрида Гасанова вдохновляет молодых певцов – братьев Салмана и Белека Абасовых, Омара Омарова, Самада Шихженетова. Они с опытными вокалистами заслуженным артистом РФ Тагиром Курачевым, народным артистом РД Мухсином Камаловым, Светланой Мусаевой, заслуженной артисткой РД Сейжаной Беймурзаевой и другими составляют замечательный ансамбль исполнителей героев национальной оперы «Хочбар», открывшей фестиваль музыки дагестанских композиторов в Махачкале.