Купить PDF-версию
00:21 | 12 октября, Вс
X

Величие Етима Эмина

Выпуск - 2018 №268

Етим Эмин (1838-1884 гг.) – поэт, один из первых попытавшийся адаптировать арабский алфавит к лезгинскому языку и сотворивший непреходящие образцы высокой поэзии. Он заложил основы лезгинского стихосложения, внес в национальную литературу твердые поэтические формы Востока и создал новые формы и стихотворные размеры.

Во многих творческих проявлениях ему было суждено быть первым, основоположником и классиком новой литературы, зарождающейся в 60-80-е годы ХIХ века, когда в Дагестане происходили глубокие изменения в жизни и сознании горцев, появлялись предпосылки прогрессивного развития общественной мысли.

Достаточно назвать имена исторических лиц, представителей светской и духовной власти, сотрудничавших с русской властью, в кругу которых находился Етим Эмин. Это Исмаил Яраги – шариатский судья Кюринского округа, Гасан Алкадари – историограф, просветитель, поэт, автор знаменитой книги «Асари Дагестан», содержащей ценнейшие исторические сведения о Стране гор, Казанфар Зульфукаров – помощник лингвиста-кавказоведа П.К. Услара в исследовании лезгинского языка, автор первой «Кюринской азбуки», изданной в 1871 году. Сам Эмин тоже служил судьей нескольких сел Кюринского округа под началом Исмаила Яраги.

Эмин, чьё подлинное имя Магомед-Эмин, взял себе псевдоним «Етим» («Сирота») вовсе не потому, что в 15 лет он лишился отца, а мать, оставив на Эмина двух младших братьев и сестру, заново вышла замуж, а потому, что этим поэт обозначил «сиротство» своего лирического героя – добросовестного человека в этом в мире, где «люди – или волки, или ягнята. Кто честен – жертва…». Поэт, в отличие от собратьев по перу, своим литературным именем как бы выделил социальную направленность своего творчества.

Етим Эмин – поэт-реалист, основоположник нового типа литературы, понимавший ее значимость для народа. Из-под его пера вышли произведения любовной и гражданской лирики, стихотворения социального и сатирического звучания. В его стихах впервые были использованы русские слова «бунт», «печь» и другие.

Он выступал и как переводчик стихов поэтов Востока. Примечательны его переводы отдельных стихотворений из дастана тюркского поэта ХVI века Физули «Лейли и Меджнун». В этих переводах поэт, сохраняя в тексте традиционно упоминаемое имя автора, вписывает в стихи и свое, указывая себя в качестве переводчика. Это единичный случай в дагестанской литературе.

Поэт отзывался на исторические события, происходившие в его время.

Его стихотворения «Наибу Гасану» (здесь автор обращается к Гасану Алкадари, наибу Южного Табасарана), «На бунт 1877 года», «Я обдумал каждое положение…» написаны по горячим следам исторических событий 1877 года. В них автор дает страшные картины прохождения и подавления восстания.

Следует напомнить читателю, что 1877 год для царской России был нелегким. Шла русско-турецкая война. Турецкие эмиссары активно пытались создать на Кавказе еще один напряженный очаг антирусских настроений, используя религиозные чувства горцев. В Южном Дагестане восстание вспыхнуло с особой силой, и подавлено оно было с невероятной жестокостью.

Етим Эмин, в год восстания уже не являвшийся представителем местной власти, тяжелобольной, лежавший в постели, не поддержал заезжих эмиссаров – братьев по вере, осудил провокаторов восстания, упрекнул их в том, что из-за них «на нас (лезгин) пало большое пятно».

В стихотворении «На бунт 1877 года» есть строка: «Когда же закончится эта революция?», которую в советские времена некоторые составители книг поэта переиначили в духе времени: «Когда же мы вновь увидим эту революцию?» Но Эмин не был революционером-бунтарем, он был поэтом, болевшим за народ, за правду, за справедливость, за страну. Он был против насилия и кровопролития. Переживая за тех, кто попал в горнило восстания по причине желания улучшить положение угнетенного народа, Эмин осуждает неимоверную жестокость властей в отношении участников этих бурных событий и предупреждает царскую власть, говоря: «России жесточайший гнёт саму державу в прах сотрёт».

В стихотворении «Я обдумал каждое положение…» поэт, оплакивая жертв расправы, упоминает и Кубинское восстание лезгин 1837 года, тоже жестоко подавленное и ничего не давшее повстанцам, желавшим лишь социальных перемен.

Восстание 1877 года в Южном Дагестане было вызвано в первую очередь вседозволенностью и бесчинством властей, на что и намекал Етим Эмин в своих стихах, написанных в этом году.

Етим Эмин – поэт-философ, ратовавший за душевную и духовную чистоту людей. У него немало стихов о душе, о внутреннем мире человека. В ряду таких творений выделяется стихотворение «К нафсу».

Арабское слово «нафс», вошедшее во многие языки, в исламе обозначает все отрицательные черты и желания человека и джиннов. Нафс постоянно подталкивает человека к совершению плохих деяний.

В дагестанских языках это слово, помимо исконного его понимания, выражает страсть к наживе, жадность, алчность, пристрастие к чревоугодию.

Что поразительно, Етим Эмин, ведя разговор от первого лица, обращаясь к собственному нафсу, своим «я» обобщая всех людей, перечисляет почти все видимые черты и невидимые качества, присущие несовершенной природе человека:

Эй, мучитель-нафс,

из-за тебя я бессилен,

Воспитанию, данному тебе,

не следуешь ты.

В полезном деле ты вечно

оборачиваешься недугом,

Ты ни радости-печали,

ни искренности не знаешь.

Многие стихи поэта до нас дошли благодаря рукописным книгам, хранившимся у любителей старины, были записаны из уст родственников поэта. Среди них на первом месте стоит сын брата Эмина Мугудин, после смерти родителей воспитывавшийся у жены поэта Тукезбан, которая позаботилась, чтобы племянник мужа выучил и запомнил лучшие творения классика. Сохранились некоторые деловые письма Етима Эмина к товарищам по работе и несколько писем к нему. Также известны документы, касающиеся дележа имущества поэта после его смерти.

Первые книги Етима Эмина были изданы на латинице в 1928 и в 1931 годах Гаджибеком Гаджибековым.

Статьи из «КультЛичность»

«Ночь расплескав, прожгла туман ракета…»

11
Народный поэт Дагестана Магомед Гамидов не...

Зал аплодировал ей стоя

16
Народная артистка Дагестана Зумруд Атагишиева играла свои роли так, что зал всегда...

Мастер, увековечивший эпос

26
В древнем селении Ахты, что в сердце Южного Дагестана, произошло событие, которого ждали...

Неповторимый мир волшебства Юсупа Магомедова

12
Когда-то итальянский художник и ученый...

Щедрость души

14
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Дочь степи

31
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Песнь о «Гомере XX века»

20
В концертном зале Дома национальностей Санкт-Петербурга прошёл музыкально-поэтический...

Народный соловей

36
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

32
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Воин и писатель

38
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

Ашуг, сын ашуга

35
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Поющее сердце Таиры

25
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...