Выставка «Искусство Востока» объединяет культуру стран, с одной стороны, со схожими чертами, а с другой, отличающейся темами, разными подходами и техниками исполнения. Но совершенно определенно – эти древние культуры характеризует высокая эстетика и наполненность смыслами.
Искусство Востока широко представлено в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой. И вот через несколько десятилетий, в течение которых коллекция хранилась в фондах, 84 предмета декоративно-прикладного и изобразительного искусства составили экспозицию, куда вошли и произведения, впервые выставленные на суд зрителей.
В основном представлены фаянсовые и фарфоровые изделия XVI–XX веков. Часть экспозиции составляют предметы религиозного культа из металла и дерева, малая пластика. На выставке можно увидеть также графические работы китайского художника с русскими корнями Ге Ша. В конце 80–х годов прошлого века он побывал в Каспийске, на родине своей матери. Именно эта поездка и путешествие по горному Дагестану вдохновили художника на серию графических пейзажей, вошедших в персональную выставку автора в Выставочном зале Союза художников РД (впоследствии приобретены ДМИИ). Графика представлена и работами основателя школы боевых искусств «Пять сторон света» Гусейна Магомаева.

Айшат Магомедова, заместитель директора музея по научной части, открывая вернисаж, вспоминает, что в 90-х годах зал Ближнего и Дальнего Востока был весьма популярен у публики. К сожалению, сохранить формат постоянной экспозиции не удалось, но в прошлом году было принято решение об организации долгосрочной выставки восточного искусства. Помимо предметов из старых запасов музея, сегодня здесь представлены и недавние его приобретения. Центральное место отведено японскому фарфору арита – первому этапу становления фарфоровой промышленности в стране, иранскому фаянсу с «лубочной» и «люстровой» росписью, китайскому фарфору и вышивке гладью и в технике золотного шитья.
Курбанали Магомедов, председатель Союза художников Дагестана, говорил о том, как важно сохранить древнее национальное искусство. И в этом смысле Китай – хороший пример. В этой стране живы народные промыслы, они цветут и развиваются. Как признанному ювелиру, Курбанали Магомедовичу интересно сравнить техники восточных и дагестанских мастеров. Хорошо было бы для будущих поколений сохранить, по его мнению, лучшие произведения не только по технике исполнения, но и по форме.
Джамиля Дагирова, искусствовед, заместитель директора Национального музея РД им. А. Тахо-Годи, хорошо знает восточную коллекцию Дагестанского музея изобразительных искусств, которая неизменно вызывала восторг посетителей. Она назвала экспозицию «Искусство Востока» данью уважения Алибеку Тахо-Годи, ведь именно благодаря ему основная часть коллекции восточного искусства пришла в Дагестан.
Габибулла Габибуллаев, художник, доцент кафедры живописи ДГПУ, который много лет жил и работал в Китае, рассказал о своих впечатлениях от того, как поставлен вопрос сохранения древнего искусства в этой стране. Новое создаётся в строгом соответствии с традициями – так же изысканно, с большим вкусом и установкой на недопустимость кустарщины. Увы, Дагестан в этом плане проигрывает, идя на уступки качеству ради сиюминутной выгоды от продаж.
Куратор выставки – заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ДМИИ Джамиля Раджабова отметила огромную работу реставратора музея Джамили Азиаловой. Некоторые предметы выставки были воссозданы ею буквально по сохранившимся крупицам. Так, восемь фрагментов иранского блюда собраны за полгода работы, и теперь эта замечательная вещь радует глаз многочисленных поклонников этого искусства.
Вернисаж завершился обзорной экскурсией куратора выставки, которая дала представление об отдельных историко-культурных эпохах Востока и рассказала об истории создания экспонатов.
Выставка работает до 1 марта 2026 года.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




0