Живое пространство театра
Русский драматический театр им. М. Горького в Махачкале. Это здание на проспекте Р. Гамзатова знают все от мала до велика. Но многие ли заглядывали в музей истории театров Дагестана, который находится здесь же на первом этаже?
Фонд этого музея насчитывает десятки тысяч предметов, представляющих огромную культурно-историческую ценность. Здесь хранятся подлинные материалы различных эпох в развитии театров, этого вечно молодого искусства. Среди них афиши, о многом говорящие программы спектаклей, личные вещи актеров, режиссеров, композиторов, художников, реквизит, предметы театрального быта, эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы, фотографии, портреты деятелей театра и многое что еще. Не были? Не видели? Поинтересуйтесь. Очень интересно.
Но музей – это вовсе не склад, не только хранилище истории. Это прежде всего популяризатор искусства Дагестана. Три его сотрудника тесно связаны с Государственным центральным театральным музеем им. А. Бахрушина в Москве, где была организована выставка «Художники театра и кино Дагестана». Экспозицию составили 115 экспонатов, привезенных в Москву директором театрального музея Лилией Гасановой. Посетители выставки из многих городов страны и москвичи узнали о самой театральной республике на Юге России, где успешно работают 12 театров, вживую пообщались с дагестанскими сценографами, приехавшими из Махачкалы.
Неподдельный интерес вызвала в Москве и другая выставка, посвященная 100-летию народной артистки СССР Барият Мурадовой. Самый главный в стране театральный музей с благодарностью принял в дар для пополнения своих фондов сценический костюм любимой дагестанским народом артистки Марьям Дандамаевой и более сотни других экспонатов – свидетелей становления и развития Русского и национальных театров нашей республики.
Музей ведет целенаправленную собирательскую работу, развивая уровень взаимопонимания со специалистами театрального дела. Так, в ходе благотворительной акции «Взгляд на сцену», на которую откликнулись 12 художников дагестанских театров, музею были переданы уникальные эскизы декораций, костюмов, суперзанавеса к оперетте Мурада Кажлаева, декораций к билетам – всего 82 работы сценографов, включая живописные индивидуальные и групповые портреты артистов, режиссеров театров. Выставка подаренных работ вызвала большой интерес дагестанцев и значительно умножила фонд музея.
Развивает дагестанский музей и партнерство, активно откликаясь на всероссийские акции, инициативы Министерства культуры России, Центрального театрального музея им. А. Бахрушина.
— Я не раз была на семинарах, конференциях в Москве, – рассказывает Л. Гасанова. – Недавно вернулась из Казани, где проходил V Всероссийский семинар «Театральный музей в современном культурном пространстве», организованный Министерством культуры России, Министерством культуры Татарстана, музеем им. А. Бахрушина и несколькими музеями Татарстана. Это очень познавательное мероприятие. Ведь у нас в Махачкале нет дипломированных специалистов по музееведению, а в Казани есть.
— Что нового для себя вы узнали? – спрашиваю у Лилии Джамалутдиновны.
— Кроме докладов видных деятелей музейного дела: генеральных директоров московского, казанского музеев, искусствоведов, научных сотрудников, ученых-секретарей, хранителей фондов и других на актуальные темы, было много практических занятий в музеях Казани: историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль», Академическом театре им. Галиасгара Камала, Академическом русском большом драматическом им. В. Качалова, оперы и балета, театре кукол «Экият»… Все они расположены в хорошо оснащенных зданиях с современным оборудованием: интерактивными досками, приложениями к Интернету. Словом, материальная база по последнему слову. Узнала, как грамотно проводить экскурсии по экспозициям, организовывать выставки, как работать в пространстве национального интернет-портала, формировать коллекцию, популяризировать театр в городской среде и так далее.
— Что из передового можно внедрить у нас?
— Не все, конечно. У нас музей по оснащению и занимаемому тесному помещению не позволяет идти в ногу с увиденным в Казани. Но надо ввести единую музейную композицию, по возможности иметь отдельную картотеку не только по театрам, но и по актерам, спектаклям, работать с фондом, создавать коллекцию, тематические портфолио на актеров. Из-за тесноты помещения мы афиши храним, свертывая их в трубочки, а во избежание порчи их следует складывать горизонтальной стопкой на специальных полках в шкафах. Бахрушинцы предлагают переходить на новые технологии, оцифровку материалов. Нам в Махачкале обещали компьютеры, будем их осваивать, создавать свою программу и выходить в национальный портал России – единое театральное пространство. Нам есть что показать пользователям Интернета. Уже по тому, с каким интересом было выслушано мое выступление на семинаре в Казани об организации выставочной работы в нашем музее, можно смело ожидать, что пользователей нашей странички в Интернете будет достаточно.
— Следующий год – Год театра. Конечно, музей подключится к популяризации наших театров…
— Да-да. Организуем выставку, посвященную старейшему театру республики – Русскому драматическому. Он носит имя Максима Горького, со дня рождения которого исполняется 150 лет. Эта дата тоже нас обязывает, мы к ней готовимся. Организуем флешмоб, шествие к памятнику писателя, выставку по его спектаклям «Последние» и «Враги». Сейчас описываем музеи Дербента, составляем каталоги. Планы у нас большие, работа для трех сотрудников музея напряженная, объемная работа для научных исследований. Будем стараться продвигать идеи, рожденные в результате практических занятий на всероссийских семинарах. В первую очередь – систематизировать музейные фонды, чтобы четко можно было найти наши материалы в национальном портале театральных музеев России.